Радует взор, излечивает душу

Вы были в Третьяковке на юбилейной выставке Ивана Ивановича Шишкина? Если да, то вглядывались ли в лица выходивших посетителей? Как давно мы не видели этого смешанного с удивлением выражения восхищения, когда тысячи людей заново открывали для себя художника, которого, казалось бы, знали с детства. Когда они стояли перед его полотнами, потрясенные мощью и величием создавшего их гения. Но вот что интересно: в рассказах о выставке присутствовали не только эстетические чувства, но и нечто другое. Многие говорили не только о переполнявшем их восторге, но и об ушедших тревогах, головных болях, подавленном состоянии. Что это? феномен Шишкина или все-таки закономерность?

Как часто, проходя по выставке или музейным залам, мы замечаем, что меняется наше настроение. А если внимательнее присмотреться к окружающим, то становится понятно, что мы – не исключение, что произведения живописи, особенно шедевры, способны влиять на настроения значительных масс людей. Многие знают о чудесах исцеления, происходящих от созерцания чудотворных икон. Несомненно, вера творит великие чудеса, но только ли иконы могут воздействовать благотворно? Нет, не только. И это доказывает опыт такого направления как арт-терапия – достижение гармонизации различных психических состояний человека, опираясь на достижения мирового искусства. Этот метод давно используется в западной медицине и получает всё большее распространение в России.

Арт-терапия – это не новомодное изобретение (не путать с хромотерапией – популярным сейчас лечением окрашенным светом). Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл, который, работая с больными в госпиталях Великобритании, заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.

Давно известно, что живопись, как и другие виды искусства, является мощным средством сближения людей. Колорит, композиция, сюжет картины и связанные с ним ассоциации – всё это несет хотя и неявный, но большой объем информации. В процессе общения зрителя с картиной возникают сложные отношения между художником, картиной и зрителем. Такие отношения давно известны в психологии как феномен сотворчества, когда картина как внешняя модель влияет на состояние сознания зрителя, ведущего и диалог с художником, и внутренний диалог. Очевидно, что в самой природе искусства заключена огромная сила, в том числе как отражение всеобщей гармонии мира, целительная.

В традиционной китайской цигун-терапии есть метод, который китайский врач Шэнь Цзянь назвал «цигун любования живописью» или «терапией любования живописью». Он издревле базируется на известных методиках с использованием таких средств, как произведения живописи и каллиграфии. Средневековая литература Китая приводит немало примеров того, как созерцание полотен мастеров живописи приносило явное облегчение больным, казавшимся безнадежными. Этот метод используется китайской медициной и сегодня. Китайские медики говорят: «Помимо того, что произведения живописи и каллиграфии просто украшают пустые стены, они также создают особую атмосферу, доставляют людям эстетическое удовольствие, служат средством развития интеллекта и воспитания характера, выработки дружелюбного отношения к окружающим». Шэнь Цзянь описывает несколько ярких случаев из врачебной практики, когда больные так увлекались созерцанием картин, что, забыв обо всем, приходили в состояние радостного переживания, в результате чего происходили нормализация кровообращения, усиление защитных функций организма, что и приводило, в конечном итоге, к выздоровлению. Великий Авиценна в своем знаменитом труде «Канон врачебной науки» также описывал зависимость между цветом, человеческим темпераментом и здоровьем человека. Шедевры средневековой мусульманской архитектуры свидетельствуют о том, как много внимания уделялось строителями цветовому и композиционному решению внешнего вида зданий и их интерьеров.

Давно замечено, что наибольшее воздействие произведения изобразительного искусства оказывают на людей, обладающих достаточным уровнем общей культуры и определенным опытом художественного восприятия. Начиная с середины XIX века, европейские врачи вслед за врачами Востока стали выступать за применение созерцания шедевров живописи как одного из лечебных и достаточно результативных методов. Сегодня арт-терапия – эффективный инструмент в психотерапии и психиатрии. Так, в одной из крупных больниц Лондона провели интересный эксперимент. Не только коридоры и холлы, но и больничные палаты клиники украсили разными по жанру и стилю картинами. Несколько лет спустя среди пациентов провели опрос и обнаружили, что 80% из них считают, что живопись улучшала их настроение и отвлекала от проблем со здоровьем. В другой клинике Англии попытались выяснить, как влияют шедевры живописи на пациентов отделения онкологии. Больных после предварительных тестов разделили на три группы, одна из которых слушала музыку, вторую окружали картины, а третья проходила обычный курс лечения. Проведя обследование, врачи отметили значительное улучшение психологического состояния у больных, слушавших музыку и смотревших на полотна художников. В I группе чувство подавленности и страха уменьшилась на 32%, во II группе – на 18%. Но у тех пациентов, которые принимали лишь лекарства, настроение осталось прежним. Не менее интересны результаты, полученные в Австралии, в Королевском госпитале Аделаиды. Дэвид Эванс провел ряд экспериментов, применив терапию искусством, и оказалось, что больным, получавшим лечебные «дозы» музыки или живописи, стало требоваться обезболивающих препаратов меньше, чем прежде. К тому же у них заметно снижалось кровяное давление.

Всё шире этот метод применяют и в России. В течение нескольких лет к лечению живописью прибегают врачи в психоневрологическом диспансере Новочеркасска, наблюдая выраженный лечебный эффект. По их словам, многие полотна, особенно пейзажи, на которых преобладают голубой, зеленый цвета и мягкий солнечный свет, снимают у больных нервное возбуждение и помогают преодолевать состояние депрессии.

Интересны результаты исследований Леонардо Олазабаля (Бильбао, Испания), которые легли в основу его лечебных методик, о чем он не раз докладывал на научных конференциях. Он считает главным делом своей жизни исследование физики микровибраций в живописи Н.К. Рериха и его сына С.Н. Рериха. Леонардо Олазабаль использовал разные произведения живописи, в первую очередь, горные пейзажи. О горных пейзажах Николая Рериха написано много. Но для Олазабаля живописные произведения Рерихов стали предметом естественнонаучного исследования. Отталкиваясь от слов Н.К. Рериха: «Дайте искусство народу. Украсьте не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больниц, но и тюрьмы», ученый взглянул на эти полотна с точки зрения арт-терапии.

Исходя из многолетнего опыта, он фиксирует конкретный лечебный эффект, связанный с созерцанием полотен: «Теперь давайте возьмем для примера картины Николая и Святослава Рерихов. Можем взять картины, на которых изображены просто закаты и рассветы, с холмами и горами. Проведем радиэстезический тест и увидим, что эти картины излучают высочайшие вибрации до 10000 микрон». При этом исследователь отмечает, что лечебный эффект наблюдается не только при созерцании подлинников, но и тогда, когда используются репродукции, которые гораздо доступнее. И дело не только в цене. Ведь репродукции могут находиться рядом с человеком очень длительное время, чего невозможно достичь с музейными полотнами. В практике арт-терапии в Испании Олазабаль применил репродукции картин Н.К. Рериха: «Необходимо добавить, что, когда мы смотрим на ту же картину, но в форме репродукции, уровень вибраций немного понижается, но мы продолжаем получать большую дозу жизненной энергии, пока смотрим на нее. Это означает, что картины Николая и Святослава Рерихов, пусть и в форме репродукций, следует вывешивать в яслях для детей, а также в школах и в местах, где проводится лечение, например, в поликлиниках, больницах, в домах холистического лечения, и даже в тюрьмах – на благо всех». Оценивая результаты, полученные за несколько лет, ученый делает вывод: «Таким образом, живопись Николая Рериха оказывает терапевтическое воздействие, даже когда мы просто смотрим на его картины; это своеобразный залог доверия, который порождает внутренний зов, наполняя разум наблюдателя чем-то немыслимым, невыразимым посредством слов и невообразимым».

В России арт-терапия находит всё большее применение в музейной педагогике. Так, Государственный Русский музей, опираясь на британский опыт, успешно готовит специалистов для работы в образовательных центрах музеев, школах, клиниках и центрах психологической помощи. В последнее время всё чаще мелькают сообщения о выставках живописи, организованных в клиниках. Не требуя больших финансовых затрат, поскольку используются высококачественные репродукции, они при правильной организации оказывают положительное влияние на психологическое состояние пациентов.

Сегодня арт-терапия – это пластичное, активно развивающееся направление, которое постоянно расширяет сферу своего применения. Методы арт-терапии связывают воедино интеллект человека и его чувства, потребность в самоанализе и жажду действия, мир телесный и мир духовный. Многообразны возможности её применения в образовании и внешкольной работе с детьми и подростками. Такие занятия – одна из инновационных и весьма перспективных форм работы.

Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они отстраняются от пережитого, переосмысливая его, чтобы потом передать на полотне свои чувства очищенными от мелочей. Вызванные ими переживания не только волнуют нашу душу, но и излечивают её. Недаром Рабиндранат Тагор писал Н.К. Рериху: «Ваши картины глубоко захватили меня. Они заставили меня осознать то, что является, конечно, очевидным, но всё же должно быть снова и снова открываемо нами в самих себе – что Истина беспредельна».

Светлана Воробьёва,
научный редактор ИД «Агни»



Добавить комментарий

Войти через соцсети