Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



Неожиданности камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка может повлечь неожиданность компании в виде решения налогового органа о доначислении налогов и пени. Для того чтобы такие «неожиданности» не застали организацию врасплох и она могла защитить свои права, ее руководителям необходимо помнить, на каком основании налоговая инспекция может проводить камеральную проверку и какие документы она вправе истребовать.

Налоговые органы вправе проводить камеральную налоговую проверку при каждом представлении налоговой декларации и прилагаемых к ней документов. Для этого законодательством им выделено три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Срок проверки отсчитывается с того дня, когда в налоговый орган представлены последние декларации и указанные сведения (Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2007 г. № 03-02-07/2-69). Дополнительным основанием этой процедуры могут также выступать другие документы о деятельности налогоплательщика, которыми располагает налоговый орган (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это, например, бумаги и сведения, полученные налоговым органом в результате других проверок, а также материалы, представленные в налоговый орган органами внутренних дел в порядке п. 2 ст. 36 НК РФ.

Для проведения камеральной проверки инспектору не требуется какого-либо специального решения со стороны руководителя по этому вопросу, важно только, чтобы данный сотрудник имел полномочия на осуществление налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика. При этом НК РФ не устанавливает никаких ограничений на количество проводимых налоговыми органами камеральных проверок. Нужно быть готовым к тому, что налоговый орган в дополнение к налоговой декларации истребует у проверяемого лица дополнительные документы. И хотя в п. 7 ст. 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при камеральной налоговой проверке налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, тому есть исключения. Они закреплены в пунктах 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ. Так, истребование подобных материалов допускается в случаях использования налогоплательщиком налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ); представления налоговых деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ); исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ). Правда, конкретного перечня бумаг, которые могут потребоваться, в Налоговом кодексе нет. В определенных ситуациях инспекторы имеют право требовать от налогоплательщиков предоставления документов вне зависимости от того, проводится налоговая проверка или нет. Это происходит тогда, когда налоговикам необходима информация относительно конкретной сделки, и данная необходимость обоснована. Источником сведений могут быть все участники указанной сделки, а также иные лица, располагающие необходимыми данными (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Иногда требования инспекторов оказываются невыполнимыми, потому что в требовании они не перечисляют нужные им документы. Нередко в запросе указывается буквально следующее: «предоставить все первичные документы по представленной декларации» или «предоставить документы, подтверждающие совершение операций, не подлежащих налогообложению». Непредставление бумаг в указанный в требовании срок наказывается штрафом в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК), а отказ - карается санкциями в размере 5000 руб. (п. 2 ст. 126 НК), при этом конкретного перечня материалов, которые могут запрашивать налоговые органы, не существует. Однако, требуя с налогоплательщика представить документы для проверки, инспекторы должны указать их конкретный перечень и точные реквизиты. Это подтверждает многочисленная судебная практика при рассмотрении споров о привлечении компаний к ответственности.

Важно знать, что налоговые проверки не подпадают под юрисдикцию Закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а регулируются особым образом. Общие принципы проведения налоговых проверок установлены главой 14 Налогового кодекса РФ.

Какие же могут быть результаты проверки? По этому поводу в ст. 88 НК РФ четко указано на следующее: если в результате камеральной проверки выявлены налоговые правонарушения, представители инспекции обязаны составить соответствующий акт в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. По правилам, изложенным в данной статье, такой документ должен быть составлен в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки. Следует отметить, что акт должен подписываться обеими сторонами, причем в случае отказа проверяемого подписать указанный документ, в последнем делается соответствующая отметка. В течение 15 дней со дня получения бумаги организация вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Если же в ходе камеральной проверки никаких налоговых нарушений не выявлено, об окончании ее проведения проверяемый может так никогда и не узнать, законы не предписывают налоговикам извещать его в какой-либо форме.


Кутенкова Наталья Семеновна

Должность:
Налоговый консультант, работающий по программе налоговый адвокат

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке