О едином налоге на вмененный доход (продолжение)

Еще один, можно сказать, типичный случай – осуществление операций по оптовой и розничной торговле на одной площади (размер площади является единицей физического показателя для базовой доходности). Ведение раздельного учета оптового и розничного оборота в принципе устанавливалось налоговыми органами на базе Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ № 25 от 01.04.96, кстати, изданную для проведения статистического наблюдения по торговле и не являющейся документом, регулирующим методологию бухгалтерского учета и налогообложения. Предприятия оптово-розничной торговли в большинстве своем стараются вести раздельный учет оптового и розничного товарооборота, теперь им придется исчислять платежи во внебюджетные фонды за своих работников пропорционально выручке от этих оборотов.

Так как в нестабильное время финансового кризиса предприятия пытаются не ограничиваться одним видом деятельности в целях рассредоточения риска получить убыток от деятельности в целом, то количество многопрофильных предприятий, причем имеющих филиалы, достаточно велико.

Решение о введении единого налога для отдельных видов деятельности помимо фискальных целей, имело задачу упростить процедуру расчета и сбора налога. Как видим, в некоторых случаях ведение бухгалтерского учета не упрощается, а наоборот, требует больших усилий со стороны бухгалтеров.

В отношении платежей во внебюджетные фонды, плательщики единого налога на вмененный доход должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 1% от выплат в пользу физических лиц. В данном случае плательщики налога на вмененный доход выполняют функции налоговых агентов по исчислению, удержанию и перечислению страхового взноса в размере 1% в Пенсионный фонд РФ. Письмо Пенсионного фонда от 16.02.99 № ЕВ –16-27/1388 “О применении Федерального закона от 4 января 1999 года № 1-ФЗ в части обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход, уплачивать страховые взносы в размере 28% от начисленных в пользу наемных работников выплат противоречит ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ и ст. 5 Федерального закона от 04.01.99 № 1-ФЗ”.

Остается неурегулированным вопрос в части исчисления пособий по временной нетрудоспособности и других выплат из средств Фонда социального страхования РФ работающим по найму у предпринимателей и сотрудникам юридических лиц,
перешедших на уплату единого налога на вмененный доход. Решение данного вопроса – прерогатива Фонда социального страхования.

Неясным остается вопрос, какими нормативными актами следует руководствоваться при определении численности работников в целях применения Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”? Приморская Дума в статье 2 Закона устанавливает определять численность в соответствии с Инструкцией Госкомстата СССР от 17.09.87 № 17-10-0370 “По статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, учреждениях и организациях”, которая, кстати, утратила силу в связи с введением Постановления Госкомстата РФ от 07.12.98 № 121 “Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения”. По логике следует пользоваться именно этой Инструкцией. На нее же ссылаются налоговые органы в разъяснениях на федеральном уровне. При этом численность работающих определяется отдельно по каждому магазину без учета работающих по совместительству (в том числе работающих в данном магазине на условиях внутреннего совместительства), работающих по договорам гражданско-правового характера. Кроме того, налоговые органы не учитывают численность аппарата управления, ссылки на документы нет.

Все юридические и физические лица, подпадающие под критерии, перечисленные в Федеральном Законе, обязаны перейти на уплату единого налога вне зависимости от их желания.

В случае, если налогоплательщик не перешел в установленные сроки на уплату единого налога на вмененный доход, он несет ответственность в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ. Данное нарушение приравнивается к непредоставлению налогоплательщиком в установленный срок расчета по налогу в налоговый орган по месту учета и признается непредставлением в установленный срок налоговой декларации.

Ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговым органам предоставлено право предъявлять в судебные органы иски о ликвидации организаций, не исполняющих требований налогового законодательства.

При несвоевременном перечислении единого налога возникает вопрос в части пени. С одной стороны, единый налог – это региональный налог, а с другой стороны, его некоторая часть – это страховые платежи, по которым применяется процентная ставка пени, отличная от ставки по налогам и сборам, а процентная ставка пени является различной для налогов и для страховых платежей во внебюджетные фонды. Единый налог на вмененный доход согласно ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской” является региональным налогом. Поскольку во внебюджетные фонды перечисляется определенный процент от общей суммы единого налога, то должна применяться ставка пени, установленная за несвоевременную уплату налогов и сборов, равная одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ.

ВЫВОД

Естественно, налоговую систему, в которой действует особый режим налогообложения, когда размер налоговой базы устанавливается государством (а не на основании фактических результатов финансовой деятельности налогоплательщика), нельзя назвать идеальной. И существовать подобные режимы могут только лишь в чрезвычайной финансовой ситуации, в условиях экономического финансового кризиса. Поэтому по мере выравнивания финансовой ситуации в стране этот налог должен отмереть.

Согласно ст. 10 п. 1 Федерального закона № 148-ФЗ от 31.07.98 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, принятый законодательными органами субъекта Российской Федерации нормативный акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее, чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу ( ст. 4 п. 1 Закона устанавливает налоговый период по единому налогу – один квартал). Если Дума Приморского края обещает ввести на территории края единый налог на вмененный доход с 4 квартала 1999 года, то окончательный вариант закона должен быть опубликован до 1 сентября 1999 года. Остается только ждать.



Добавить комментарий

Войти через соцсети