Клуб директоров

20
лет

905
директоров

5885
статей



Очень часто приходится слышать, что добрым быть неактуально: доброта хуже воровства, делаешь людям добро, а вместо этого одни неприятности. Неужели это качество, которое так присуще человеческой природе, которое с детства воспитывается родителями в детях, уже неважно, неценно, неужели альтернатива быть злым и наглым является синонимом счастью? Пожалуй, нет. В чем же кроется причина смущений, с которыми человек сталкивается, когда хочет быть добрым?



Оправдание добра

Христианская нравственность небезосновательно учит нас тому, что падшая наша природа выражается в том числе в ослеплении ума. Слишком удобно человеку замечать грехи, неразумие за другими и не видеть их за собой. Что же человек не видит в себе, когда, делая добро, он не достигает в нём своей цели - блага?

Неразумие, глупость - вот чего люди часто за собой просто не замечают. Это и есть причина смущений. И действительно: быть добрым и неразумным неприятное зрелище. Добрый и неразумный человек слишком доверчив, безотказен, не умеет грамотно выстраивать отношения с окружающими людьми, властвовать над своими чувствами и даже видеть и ценить чужое добро. Увы, быть добрым и разумным - вот положительная полнота нравственного идеала. И разумность эта, конечно же, раскрывается в воспитанности. Люди очень разные, поэтому, доверяя человеку, нужно предвидеть немощи человеческие, а то и лицемерие, обман и даже злобу. Отсюда - доверяй, но проверяй. Увы, умение отказывать с рассуждением есть очень важное положительное качество разумного человека. Бывают случаи, когда просьбы, хотя и мотивируются необходимостью, но их исполнение будет просто неполезно просителю. Конечно, важно в отношении всех людей иметь золотое правило - держать со всеми дистанцию и такт. Ну и, конечно, не нужно лезть со своим добром, если не просят, а то получится - хотел, как лучше, а получилось, как всегда.

Кроме того, воспитанность человека предполагает власть разума над чувствами, а не наоборот. Общаясь с широким кругом лиц противоположного пола, наше человеческое сердце не остается безучастным к красоте, уму и другим положительным качествам. Наше сердце обольщается, откликается чувствами, в том числе и незаконными, например к уже замужним, женатым, чем ввергает душу в пучину греха, страданий, несбыточных надежд, ожесточению и иным многим бедам. Очень важно безжалостно расставаться с этими неполезными чувствами, пусть и такими приятными и обольстительными, или, если они законные, по крайней мере, властвовать над ними.

Господь заповедал нам любить ближнего не по влечению сердца. Любовь, насажденная в естество, повреждена, порочность ей присуща, жертва оскверненная, плоды её убийственны. Образ любви истинной: не укоряй, не брани, не насмешничай, словами не коли, храни со всеми мир, не мсти, по возможности уступи, не прекословь, плати добром за зло, молись за творящих напасти, не осуждай, внимай себе. Как ты хочешь, чтоб поступали к тебе, так и ты поступай по отношению к ближним. Не повреждай брата многословием, пустословием, близким знакомством, свободным обращением с ним. Духовная любовь удобно прелагается в страстную, от этого происходят бесполезные скорби. По отношению к лицам противоположного пола необходима благоразумная холодность, спасительная осторожность. (Святитель Игнатий Брянчанинов).

Пользуясь чужим добрым расположением, никогда нельзя к таковому привыкать, всегда нужно оставаться благодарным. Наглые люди, как правило, воспринимают чужую доброту как слабость человеческого характера, попирают ее своей наглостью. Да и нередко от такой манеры человек утрачивает проницательность, видение в чужом поведении любви, чистоты, отсюда горестное состояние души. Не происходит ли подобное и при зрении изображения распятого Христа - этого символа жертвенной любви Бога к падшему человечеству? Человек должен не просто испытывать бесчувствие, жалость или сострадание, а, оценив эту любовь, с благодарностью и взаимной ответной любовью откликаться на неё своей благочестивой христианской жизнью, следовать через исполнение Евангелия за Христом.


Иеромонах Тихон (Иршенко Александр Валерьевич)

Должность:
клирик прихода храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского г. Владивостока

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь