Инновационная образовательная программа ДВГТУ

Анвир Амрулович Фаткулин,
ректор ДВГТУ, руководитель инновационной
образовательной программы ДВГТУ

Сегодня в различных средствах массовой информации Приморского края достаточно широко обсуждаются вопросы стратегии развития региона. При этом ближайшим ориентиром в развитии края определен 2012 год, год, когда Россия может председательствовать в Форуме «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), а Владивосток – стать местом проведения Саммита экономических лидеров этого влиятельного международного объединения. И при всех возможных траекториях движения к этому ориентиру инновационный путь представляется наиболее оптимальным и эффективным.

Как организовать этот путь? Что могут привнести в него существующие организации, в той или иной степени занимающиеся инновациями уже в течение достаточно длительного времени? Конечно же, проанализировать деятельность всей инновационной инфраструктуры региона в рамках одной статьи не представляется возможным. Такое исследование будет весьма поверхностным. А вот посмотреть, что для этого может сделать один университет, да еще и один из победителей конкурса среди вузов страны, внедряющих инновационные образовательные программы, можно. Речь идет о Дальневосточном государственном техническом университете с его более чем столетней историей и огромным, устремленным в будущее потенциалом.

Уже несколько месяцев университет реализует проект создания и развития Дальневосточного образовательного научно-технологического центра, который может стать не только весьма значимым, но и весьма привлекательным элементом для использования в различных стратегиях инновационного развития Приморского края.

Существо проекта: университет с использованием специально привлекаемых значительных федеральных ресурсов «выращивает» новое образование – крупный региональный научно-образовательный центр нового поколения. Центр, ориентированный на подготовку для инновационной экономики креативных и мотивированных лидеров отечественного бизнеса и на обеспечение региональной экономики инновационными проектами.

При этом Центр может помочь региональной экономике в решении одной из наиболее острых в настоящее время проблем: отсутствие (при наличии большого количества инновационноых разработок) проектов, пригодных для инвестирования в них, сопряженное с отсутствием проектных команд, способных реализовать эти проекты.

Рассмотрим, как это будет происходить в Центре, а заодно и что будет представлять собой сам Центр.

Во-первых, проект создания Центра представляет собой совокупность отдельных проектов: проектов создания 6 научно-образовательных центров по наиболее приоритетным отраслям региональной экономики, проектов создания информационной платформы, инновационной среды, методического обеспечения и средств интегрирования в экономику стран-членов Форума АТЭС. В системе реализации менеджмента распределенными проектами заключается первая инновация, примененная университетом.

Простое перечисление названий научно-образовательных центров показывает, что создаваемый Центр будет готов обеспечить текущие и прогнозные потребности всей региональной экономики как в кадрах, так и в технологиях.

В процессах, которые будут происходить в каждом из научно-образовательных центров, заключается вторая инновация.

Для ее описания потребуется небольшое отвлечение. Взаимоотношения в системе «работодатель – вуз» в последние годы явно оставляют желать лучшего: востребованность выпускников вузов очень низка, работодатели не удовлетворены компетентностными качествами выпускников и вкладывать свои ресурсы в подготовку специалистов существующего уровня не хотят, вузы ощущают острую нехватку финансирования. И так до бесконечности по замкнутому кругу.

По материалам прошедших во Владивостоке в июле 2007 года трех круглых столов с участием представителей вузов и работодателей мы составили небольшую диаграмму (рис. 1). Она наглядно показывает, каких именно компетенций ожидают от выпускников работодатели, и какие компетенции эти выпускники получают в существующей системе образования. И сразу же заметен разрыв, который необходимо устранить. Этот разрыв касается наиболее «креативной» составляющей компетентностных характеристик.

Как его собираются устранять в создаваемом Центре? Для этого предусмотрено следующее (рис. 2). Первые два года студенты учатся в ДВГТУ, получая при этом необходимый стартовый объем базовой подготовки. Начиная с третьего года обучения, процесс подготовки специалиста может переместиться в один из научно-образовательных центров. В Центре, на основании собственных или привлеченных НИОКР, формируется образовательно-технологический проект. Его основу составляет технологическая инновация, имеющая перспективы внедрения в производство или коммерциализации. Образовательная составляющая проекта складывается из набора программ и курсов, которые обеспечат подготовку специалистов и наделение их компетентностным набором, необходимым для реализации технологического проекта. Иногда это называется «поднять» проект. Для каждого проекта формируется проектная команда.

В дальнейшем именно она является центром подготовки специалистов. Концепция создания Дальневосточного образовательного научно-технологического центра учитывает все ролевые функции участников такого процесса обучения и реализации проекта. Наряду с обычными методами обучения (лекционные и практические курсы) в научно-образовательных центрах будут широко использоваться проектно-ориентированные методы, главными из которых будут являться периодические проектно-аналитические сессии (ПАС). Что они будут собой представлять? Каждый из проектов, реализуемых в Центре, по мере своего развития проходит различные стадии и сталкивается с различными трудностями. Если трудности в реализации той или иной стадии проекта не наступили, их можно смоделировать. По мере появления таких проблем они включаются в постановку задачи на ПАС. Перед обучающими ставится задача решения проблемы, при этом каждый из обучающихся предлагает свой сценарий развития событий. Под руководством опытных ведущих ПАС проходит оценка и анализ каждого из предложенных сценариев. В ходе ПАС вырабатывается решение о дальнейшей траектории развития проекта, который данная группа обучающихся представляет. В дальнейшем проект развивается именно по этой траектории. На следующей стадии возникает новая ситуация, она решается при помощи ПАС и т.д.

В такой схеме реализации проекта и подготовки проектной команды чрезвычайно важна роль преподавателей. Поэтому в Центре на эту роль будут приглашаться (в зависимости от архитектуры реализуемого проекта) ведущие ученые и преподаватели вузов региона (для лекционных курсов), руководители и авторы технологических проектов и разработок, успешные предприниматели, бизнес-консультанты. Методическое обеспечение их деятельности также разрабатывается в Центре и для проектов такого масштаба является уникальным.

В процессе реализации такого проекта содержится и мотив для активного участия в нем предпринимателей и промышленников, в том числе и финансового участия. Этот мотив заключается в том, что в результате осуществления проекта производственники получают новые технологии или новые образцы оборудования одновременно с персоналом, который эти технологии умеет не только обслуживать, но и развивать. В свою очередь, рынок получает новые малые инновационные компании, которые прошли стадию «долины смерти» и умеют не только повышать свою капитализацию, но и работать с венчурным капиталом.

Нетрудно заметить, что каждый из научно-образовательных центров становится своеобразным бизнес-инкубатором в своем производственно-экономическом кластере, а это существенно расширяет их функционал и степень влияния на процессы регионального развития.

Очевидно, что востребованность подготовленных таким образом специалистов вместе с реализованными ими проектами со стороны работодателей будет намного выше, чем сейчас. Да и занимать должности выпускники Дальневосточного образовательного научно-технологического центра будут уже на старте своей деятельности в компаниях и на производстве более высокие, более высокооплачиваемые и т.д. Таким образом, повышается и социальный статус молодых людей. А для многих появляется возможность заработка непосредственно при обучении, а не на «параллельных» работах.

Мы полагаем, что по мере развития Дальневосточного образовательного научно-технологического центра будет происходить повышение уровня базовой подготовки непосредственно в университете. Кроме того, именно в университете будут заказываться НИОКР, методические разработки.

Все, что описано выше, будет реализовываться в шести научно-образовательных центрах. Но для успеха всего проекта в целом весьма важна среда, в которой будут реализовываться все образовательные и технологические инновации. Эту среду призваны обеспечить четыре «платформенных» проекта.

За методическую обоснованность и инновационность отвечает проект создания научно-методического обеспечения Центра. По большому счету, он призван создать и вооружить таких менеджеров, которых в настоящее время в России единицы, – менеджеров образовательных проектов. Он обязан обеспечить постоянный приток управленческих инноваций в процесс не только подготовки кадров, но и реализации технологических проектов.

Информационное пространство Центра – основа не только внутренних коммуникаций, но и управления информационными потоками. Специальный «платформенный» проект не только создает информационно-технические ресурсы для этого, но и обеспечивает уровень коммуникаций, соответствующий мировому. А поскольку изменения в IT-технологиях происходят часто и, как правило, революционным образом, данный проект отвечает за «удержание» всего Центра на гребне информационных инноваций.

У «платформенного» проекта, ответственного за трансфер технологий, двойная функция. С одной стороны, он обеспечивает вывод с высокой динамикой реализуемых в Центре проектов на рынок (включая экономическое моделирование, привлечение венчурных инвестиций, процедуры выхода инвестора, IPO и многое другое), с другой – обеспечивает сопряжение Центра с инфраструктурой Инновационного терминала России в АТЭС. Ведь при реализации описанных выше процессов и функций Центр становится по существу некоей «аэродинамической трубой» для трансфера российских инноваций на рынки региона, а также своего рода «образовательным шлюзом» в АТР.

Дополняет эту функцию и «платформенный проект» по созданию социокультурной среды, благоприятной для инновационного развития в регионе. Не секрет, что Россия и страны АТР имеют серьезные социокультурные различия, используют различные лингвистические формы и семантические образы. Эти различия исторически становились серьезным препятствием для интеграционных процессов. Преодолеть эти препятствия поможет Центр кросскультурного менеджмента НИОКР, который является стержнем «платформенного» проекта.

Основы Дальневосточного образовательного научно-технологического центра будут созданы уже в следующем году. Уже в следующем году можно будет увидеть его результаты, которые, как нам представляется, станут свидетельством серьезных позитивных изменений как в экономике края, так и в самом ДВГТУ.



Добавить комментарий

Войти через соцсети