КАКИЕ ПИСЬМА МОЖНО ОТМЕНИТЬ ЧЕРЕЗ СУД


На противоречащие законодательству письма ФНС и Министерства финансов можно реагировать по-разному:

  • соглашаться и переплачивать налоги;
  • игнорировать и готовиться к суду после проверки;
  • требовать отмены незаконного документа в Высшем арбитражном суде РФ.


    Третий вариант – самый действенный. Однако оспорить с его помощью можно только письма Минфина России, адресованные всем налогоплательщикам (о таких письмах обычно извещают ФНС России с требованием довести их «до сведения территориальных налоговых органов»). Это следует из постановления Президиума ВАС РФ от 16 января 2007 г. № 12547/06.


    В нем судьи отказались оценивать законность писем Минфина России (от 5 августа 2004 г. № 01-02-01/03-1625 и от 3 марта 2006 г. № 03-06-01-02/09) только потому, что они предназначены для организаций конкретной отрасли. Разъяснение Минфина по конкретному запросу нельзя приравнять к нормативному акту. Дело в том, что нормативными актами считаются лишь официальные документы, которые содержат общеобязательные предписания, устанавливающие правила налогообложения для неопределенного круга лиц. Ответы чиновников на частные вопросы таковыми не являются.


    Письма Минфина не подходят под определение нормативных актов и по другой причине. Дело в том, что издание нормативных актов в виде писем не допускается (п.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009). Однако Высший арбитражный суд Российской Федерации оценивает документы по существу, а не только по формальному признаку. Поэтому вопросы о незаконности писем, адресованных всем налогоплательщикам, судьи рассматривать не отказываются.


  • Изменения в документах, оформляющих налоговую проверку

    Приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106@ Налоговое ведомство выпустило новые бланки, которыми должны пользоваться инспекторы во время выездных налоговых проверок. Изменения коснулись:

  • решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки;
  • решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки;
  • акта о воспрепятствовании доступу инспекторов на территорию или в помещение компании.
    Появилось и два новых бланка: решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов и решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

    Необходимость внести изменения в формы бланков появилась благодаря поправкам в первую часть НК РФ, которые вступили в силу с этого года. С этим же связано и появление новых бланков. Остановлюсь подробнее на двух бланках, на которые стоит обратить особое внимание.

    Решение о продлении сроков представления документов. В этом году компании вправе официально продлить срок, в течение которого надо подготовить копии документов для проверки. До 1 января 2007 года кодекс не предусматривал, что руководитель инспекции может увеличить срок, в течение которого компания должна успеть представить требуемые документы. Не важно, какой объем бумаг запросила налоговая, предприятие должно было представить их в пятидневный срок. Порой организация просто физически не могла этого сделать. С 1 января 2007 года в статью 93 НК РФ были внесены изменения. И теперь у предприятий появилась возможность продлить сроки представления документов. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования, следует письменно уведомить налоговую инспекцию о невозможности представить документы в срок, установленный кодексом (с этого года он продлен до 10 рабочих дней). При этом нужно привести причины задержки, а также определить срок, в течение которого фирма планирует подготовить необходимые бумаги.

    На то, чтобы решить, продлить сроки представления документов или отказать, у инспекторов есть два рабочих дня. Для оформления этого решения как раз и предусмотрен бланк, утвержденный приказом ФНС России № ММ-3-06/106@. Причем с этим документом налоговики обязаны ознакомить под роспись представителя организации.

    Акт о воспрепятствовании доступу инспекторов на территорию компании. Если налогоплательщик по тем или иным причинам не пустит налоговиков на свою территорию или в помещение, инспекторы получат право рассчитать налоги самостоятельно (п. 3 ст. 91 Налоговый кодекс РФ). При этом факт «недопуска» проверяющие должны отразить в специальном акте. Разумеется, лучше не давать ревизорам повода для составления такого акта. Но если компания не допустила инспекторов к проверке, поскольку они действовали незаконно, то такой акт лучше не подписывать. Это будет дополнительным доказательством, свидетельствующим о том, что компания не согласна с методами проверяющих. Свой экземпляр бланка компания так или иначе получит, просто в нем будет стоять отметка о том, что руководитель организации подписать акт отказался.

    К сожалению, сама форма акта не предоставляет организации возможности объяснить причины, по которым налоговики не смогли попасть на фирму. Но в любом случае у предприятия есть возможность обжаловать действия инспекторов как их непосредственному руководству или в вышестоящий налоговый орган, так и в судебном порядке.



  • Добавить комментарий

    Войти через соцсети