Бурные темпы развития науки и технологий ставят задачу повышения качества подготовки специалистов в технических вузах. Здесь на первый план выступает новое требование – необходимость инновационного образования, обеспечивающего высокое качество подготовки специалистов широкого профиля. Особое значение приобретает обучение студентов методологии инженерного творчества, в частности, теории решения изобретательских задач.


Гиперинтерактивная система обучения КИП-М

Следует также отметить, что введение в учебный процесс дисциплин по методологии творчества сопровождается трудностями как объективного характера, так и субъективного. К одним из объективных трудностей относится тот факт, что лимит времени, который отведен на аудиторные виды занятий, жестко ограничен. Объем же учебной нагрузки имеет тенденцию к увеличению. Одним из ресурсов в этих условиях является самостоятельная работа студентов в единой системе аудиторных и внеаудиторных занятий по изучению учебного материала (ядра информации), определяемого образовательными стандартами. При этом самостоятельная работа студентов должна быть определенным образом организована, а это предполагает и эффективное педагогическое управление ею. Это позволит, в свою очередь, высвободить не-обходимый ресурс времени и обеспечить более успешное освоение методологии творчества, в частности, в рамках креативной системы инженерного образования.

Мы считаем, что одним из путей эффективной организации самостоятельной работы студентов, направленной в конечном счете на их профессионально-творческое саморазвитие, является применение одной из разновидностей эвристического диалога, основанного на самых передовых информационных технологиях.

В ее основе лежит известный принцип обучения «книга + компьютер». Идея эта в свое время была реализована на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ (руководитель проекта Брусенцов Н.П.). Достоинство данного принципа состоит в том, что при его использовании сохраняются все преимущества, присущие книге (учебному пособию как носителю информации), и добавляется недостающая ей существенная функция – функция педагогического управления самостоятельной учебной деятельностью студентов. В то же время, несмотря на указанное достоинство данного метода, он имеет некоторые недостатки, присущие наиболее распространен-ным системам, в частности, необходимость в специализированных аудиториях и достаточно сложном монтаже оборудования.

На кафедре «Профессиональная педагогика и креативное образование» Московского государственного индустриального университета (ОО ТРИЗ-МНОЦИТ МГИУ) в усовершенствование и развитие принципа «книга + компьютер» был предложен новый проект, основанный на реализации принципа «книга + компьютер + Internet + сотовый телефон», получивший название гиперинтерактивная мобильная система обучения КИП-М (компьютерная интеллектуальная поддержка на основе мобильной связи).

В данной системе КИП-М студент самостоятельно изучает учебный предмет по модульнокодовому учебному пособию, выполненному традиционным печатным способом. Материал учебного пособия структурирован по тематическим блокам, каждому из которых присвоены буквенно-цифровые коды. Взаимодействие обучаемых и преподавателя осуществляется с помощью средств мобильной сотовой связи на основе специально созданной управляющей компьютерной программы, размещенной в Интернете. Программа предусматривает как оперативную выдачу студенту индивидуальных заданий, разработанных преподавателем, так и их проверку и оценку в режиме реального времени, контроль и самоконтроль, помощь при неправильном понимании учебного материала.

Популярность сотовой связи, а также простота освоения и пользования системой КИП-М, ее надежность в эксплуатации, а также то, что для обучения не требуется специализированной аудитории и специализированного рабочего места, открывает широкие возможности для студентов, обучающихся дистанционно. Можно выбирать для изучения учебного предмета удобное место и время: дом, дача, больница, длительное нахождение в транспорте, командировки и т.п.

Преподаватель, являясь, как правило, разработчиком модульнокодового учебного пособия, при работе в системе КИП-М разгружен от непосредственного управления учебным процессом. Его основной функцией в этом случае является лишь анализ результатов мониторинга учебной деятельности студентов, оперативной статистики хода учебного процесса каждого студента и группы в целом, протоколирования результатов выполнения студентами заданий. Причем мониторинг, сбор статистических данных и протоколирование осуществляются в автоматическом режиме.

Гареев Р.Т., Зиновкина М.М.,
Московский государственный индустриальный университет



Добавить комментарий

Войти через соцсети