Барокко – стиль европейского искусства, сформировавшийся в период с XVI по XVIII век и активно используемый до сегодняшнего дня. Расцвет барокко приходится на XVII век, период мануфактур и усиления влияния римско-католической церкви. Свое название стиль получил только в XIX веке от жаргонного словечка, используемого португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы. Но возможно более точно охарактеризовать стиль могут эпитеты «великолепный и торжественный». Именно такими предстают перед нами совершенные образцы архитектуры барокко – величественные храмы Рима, возведенные для прославления могущества католической церкви.


Барокко – «стиль роскоши»

Для стиля барокко характерны декоративная пышность, вычурность и исчезновение конкретной формы. В костюме исчезли натуральные линии, на смену одежде, отражающей естественные пропорции человеческого тела, пришли многослойные, вычурные, тяжеловесные нефункциональные костюмы. Родоначальником барокко считается французский королевский двор во главе с Людовиком XIV, вошедшим в историю как Король-Солнце. Когда Людовик XIV стал управлять Францией, склонность к роскоши при его поощрении охватила все слои населения. Значительно способствовал этому рост отечественной промышленности и торговли. Многие предметы роскоши, которые прежде доставлялись из-за границы, теперь начинали производиться дома. Все прежние постановления, ограничивающие их употребление, были отменены, как вредящие развитию производства. Именно с этого периода Франция становится законодательницей мод в Европе. В начале XVIII века Англия и остальные европейские страны платили Франции ежегодно от 500 до 600 тысяч фунтов стерлингов за «одни только бесполезные тряпки».

Модные женские платья обладали весьма сложным и прихотливым силуэтом, однако оставалось место и для драгоценностей. По портретам можно проследить линию развития моды. Так, до средины XVIII века броши, булавки, букеты располагались только на платье: по декольте, на рукавах и по талии, оставляя обнаженную шею женщины без украшений.

В ушах сверкали многодельные серьги с тремя подвесками, так называемой формой «жирандоль». Форма серег становилась все более разнообразной: в виде розетки с драгоценными камнями, грушевидные с бантом, сплошь усыпанные алмазами и бриллиантами.

Наличие в костюме многочисленных драпировок требовало различных заколок. Раньше использовали аграфы, а теперь их заменили броши, которые впервые вошли в обиход именно в эпоху барокко. Крупные декорированные броши украшали декольте корсажа или подчеркивали осиную талию дамы. Небольшие броши- розетки скрепляли модные тогда бессчетные прорези на платьях. Но наиболее характерны для этого времени ажурные броши-склаважи – их прикрепляли к шейной ленте или акцентировали ими глубокое декольте. Удивительно эффектны крупные броши, выполнявшиеся в виде букетов цветов либо в виде всевозможных лент, завязанных бантом. Все броши того времени в соответствии с принципами стиля барокко имели пышные, строго симметричные формы и были обильно украшены глубокими по цвету драгоценными камнями. Наряду с брошами широкое распространение получили платяные булавки, которые использовались в костюмах не только женщин, но и мужчин.

Обязательным элементом костюма этого времени являлась пряжка. Пряжки можно было увидеть на шелковой перевязи, с правого плеча к левому бедру на которой крепилась шпага. Башмаки были на высоких каблуках, красный каблук свидетельствовал о принадлежности к высшему сословию, к ним с помощью пряжки крепился шелковый бант. Однако основной мужской обувью все же были ботфорты, голенище плотно прилегало к ноге, затем расширялось и заканчивалось выше колена. К подъему пристегивалась пряжка, под которой продевался ремень, придерживающий шпору. Пряжки для поясов обычно состояли из двух половинок. Пряжки для башмаков большей частью были прямоугольной либо овальной формы, состояли из рамы, слегка выгнутой и украшенной камнями, расположенными в один или два ряда, в зависимости от величины камней. Шпоры тоже могли быть ювелирными украшениями, особенно если они использовались при коронации (Англия). Золотые и серебряные пуговицы оставались непременным украшением одежды. Пуговицы небольшого размера с драгоценными камнями украшали одежды представителей высших классов и придворных. Сканные пуговицы продолжают бытовать у низших сословий.

Лишь малое количество ювелирных изделий, датируемых XVIII веком, сохранилось до наших дней в оригинальной форме. Драгоценные камни и металлы использовались многократно: металлы сплавлялись, а камни вставлялись в новые украшения, следуя за изменчивой модой. До конца XVIII века драгоценные камни вставлялись исключительно в закрытые оправы, не пропускавшие свет с оборотной стороны камня. Такой тип оправы позволял ювелирам подправлять и изменять цвет камня, подкладывая под него в оправу цветную фольгу. Такая техника значительно уменьшала блеск и «огонь» камня. После того как ювелирами было признано влияние света на игру бриллиантов, их стали закреплять цангами. В период господства стиля барокко фаворитом в ювелирных украшениях оставался бриллиант. В ювелирном украшении этого периода, за редким исключением, одновременно присутствовало золото и серебро. Серебро – сверху, чтобы подчеркнуть белый цвет камня, а золото – снизу, чтобы сделать украшение прочным и избежать окрашивания кожи или одежды. Так, в Большой императорской короне России, созданной И. Позье, в качестве оправы под бриллианты использовано серебро.

Подводя итоги достижений одного из первых исторических стилей, можно сказать:

  1. В период Барокко ювелирные камни начали гранить. Первые камни были огранены в виде «розы» и пришли в Европу с Востока. В Европе же свои ограненные вставки начались изготавливаться во Франции под чутким опекунством кардинала Мазарини.
  2. В период Барокко был изобретен до сих пор существующий способ закрепки ювелирных камней в крапанах, обеспечивающий им максимальный блеск и игру света.
  3. В период Барокко существовали ювелирные украшения, неизвестные нам сегодня: пряжки, шпоры и пуговицы.

В современных ювелирных украшениях России стиль Барокко используется довольно часто. Так, в большинстве изделий, выполненных в Костромской области, можно увидеть цветочно-растительные переплетения Барокко и Рококо.



Добавить комментарий

Войти через соцсети