Известно, что первым царем, назвавшим себя самодержцем всея Руси, был Иван III. При восшествии его на престол в 1473 году венцом высшей власти уже являлась знаменитая Шапка Мономаха. Шапка Мономаха – уникальное творение ювелиров Центральной Азии конца XIII – начала XIV веков. Это головной убор из золота с отделкой из соболиного меха. Легенда гласит, что Шапка была преподнесена в подарок византийским императором Константином своему внуку, московскому князю Владимиру Мономаху. Сегодня в залах Оружейной палаты Московского Кремля вы сможете увидеть не менее семи Шапок Мономаха, последние из которых принадлежали Петру I и его брату Ивану Алексеевичу.


Корона Российской империи

История головных уборов власти в Европе начиналась с золотых лавровых венков Древней Греции и Рима. До XIV века венец власти имел форму обруча. Почему у русских шапка стала инсигнией царской власти? На первый взгляд, кажется, что ответ на этот вопрос прост – суровые климатические условия. Но в это же самое время скандинавские короли носили ОБРУЧ. Скорее всего, менталитет русского человека не позволял ему появляться в общественных местах с непокрытой головой. Возможно, этот обычай пришел из Азии, где под тюрбаном носили феску, но, может быть, он имеет национальные или языческие корни. Обратимся к впечатлению иностранца, посетившего Россию в XVI веке: «Все русские носят на головах шапки; князья, бояре или государственные советники (царские думные), когда выходят на торжественные собрания, одевают шапки из черной лисицы или соболя, высотой в локоть, в другое же время – бархатные наподобие наших, подбитые черной лисицей или соболем, с небольшой опушкой из того же меха и по обеим сторонам обшитые золотом или жемчужным шнурком. Простой народ летом носит белые войлочные шапки, а зимой – суконные, подбитые бараньим мехом».

Культура Византии пришла на Русь вместе с христианством. Такие государственные регалии, как скипетр и держава, унаследованные русскими царями от византийских императоров, являются символами преемственности царской власти. Согласно официальной доктрине, Москва была провозглашена Третьим Римом: «Первый Рим пал, второй Рим (Константинополь) пал, третий Рим (Москва) стоит, четвертому не бывать!». Сегодня наследие Византии поддерживается канонами Православной Церкви.

Глядя на древние изображения русских царей, можно заметить их двойственный характер. Во-первых, сохраняется сходство с одеждой Византийских императоров, во-вторых, имеется явный отпечаток напыщенного великолепия, свойственного монголам и татарам. Исследования наших дней показали, что в изделиях с драгоценными камнями, изготовленных до XVII века, были использованы камни, которые привозились из-за границы. А.Е. Ферсман считал, что цветные камни в XIII-XVI веках Россия получала из Византии и с Востока.

В России драгоценные камни были не только символом красоты, но и с их помощью символам верховной власти придавалась еще большая значимость. В ХIV-XVI веках все символы верховной (царской) власти – скипетр, корона, держава, царский жезл украшались многочисленными камнями. Верх шапки Мономаха обильно покрыт драгоценными камнями: бирюзой, которая считается камнем победы, камнем людей, способных возглавить борьбу со злом. Украшения из бирюзы советуют носить людям, не боящимся риска и стремящимся к победе. По старинным русским поверьям, изумруд – камень мудрости, хладнокровия и надежды. Верили, что человек, который носит рубин, будет пользоваться почетом и уважением. Рубин воодушевляет своего владельца на великие дела. Жемчуг способствует долголетию и процветанию. Созерцание этого камня приносит покой и умиротворение. Сапфир является символом небесного купола, считается камнем мудрых, будит жажду знаний, усиливает рассудительность и благоразумие.

Отмена Петром I патриаршества в России, помимо глобальных перемен в устройстве государства, изменило форму головного убора, символизирующего высшую власть. Шапка Мономаха превратилась не просто в КОРОНУ европейского типа, она стала подобием ПАТРИАРШЕЙ МИТРЫ. Сходство с головным убором верховного иерарха церкви, патриарха, отнюдь не случайность. Во времена Ивана III царь управлял и распоряжался только светской частью общества. Земли, имущество церкви и вероисповедания были в ведении патриарха. Для русских государей самодержавие являлось, прежде всего, служением церкви и народу, за которое они должны были дать ответ перед Богом. Союз равноправных, самостоятельных властей, церкви и государства, не исключал возможных призывов друг к другу о поддержке и помощи в духе согласной гармонии. Церковь была связующим началом престола с народом. Сверху патриарх или митрополит, стоящий в тесной близости с государем, а снизу – приход, главный очаг народного быта. При принятии государственных решений царь обязан был спросить (подписать) согласие патриарха. Теперь же корона символизировала абсолютизм царской власти. Петр I руководствовался идеей утилитаризма, т.е. преследование государственной пользы (могущей исходить из любой философской системы), а вовсе не стремление согласовывать благо государства с развитием церкви.

Первый головной убор «нового» образца был при коронации племянницы Петра Анны Иоанновны. Мировым шедевром ювелирного искусства является большая императорская корона. Ей нет равных среди европейских коронных ценностей. Создана она для коронации Екатерины II в 1762 году Иеремией Позье при участии других мастеров. В работе использовано почти 5000 бриллиантов и 75 жемчужин, вершину короны украшает великолепная тёмно-красная шпинель (398, 72 карат). Длина нижней окружности короны 64 см, высоты с крестом 27,50 см. Для коронации супруги императора изготавливалась малая императорская корона. Корона приносилась в дар императрице и являлась ее собственностью. Существовала традиция, пришедшая из Англии, когда после смерти императрицы из короны вынимались бриллианты и раздавались согласно завещанию. Сегодня в Оружейной палате Московского Кремля можно увидеть малую корону, которой Николай II короновал свою супругу Александру I.



Добавить комментарий

Войти через соцсети