С 1 января 2007 года вступил в силу ряд федеральных законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты РФ о налогах и сборах. Представленный ниже материал поможет вам лучше сориентироваться в указанных изменениях. В Налоговый кодекс внесено более 150 изменений и поправок. Изменения направлены на совершенствование налогового контроля: постановка на учет в ИФНС, сдача отчетности, сроки и процедуры проверки компаний, порядок обжалования решений инспекторов. В новой редакции изложена статья 6.1, регулирующая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.


Изменения в налоговом законодательстве

Расширены права налогоплательщиков. В частности, изменениями, вносимыми в ст. 21, установлено право налогоплательщиков на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. С 2007 года налоговые органы должны составлять акт по результатам всех проверок – как выездных, так и камеральных. Форма данного акта утверждена приказом ФНС России от 13.12.2006 № САЭ-3-06/860@, зарегистрированным Минюстом России 19 января 2007 года.

Указанный акт налоговые органы должны будут составлять также при обнаружении других фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом налоговых правонарушениях (кроме налоговых правонарушений по статьям 120, 122 и 123).

Изменены нормы, устанавливающие сроки и порядок проведения налоговых проверок. Так, налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, кроме как в исключительных случаях по решению руководителя федерального органа исполнительной власти. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Изменились сроки проведения выездной налоговой проверки – она не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Ранее была предусмотрена возможность продления сроков выездной налоговой проверки до трех месяцев.

Изменениями, внесенными в ст. 93 ч. I НКРФ «Истребование документов при проведении налоговой проверки», запрещается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Введена ст. 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

Уточнена норма, определяющая порядок оформления результатов налоговой проверки. В частности, установлено, что по результатам камеральной проверки оформляется акт налоговой проверки в течение 10 дней после ее окончания.

Введена ст. 101.2 «Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Указанные решения налогового органа могут быть обжалованы сначала в вышестоящий налоговый орган и только после этого – в суд. При этом вводится апелляционный порядок обжалования решения налогового органа, не вступившего в силу, в вышестоящий налоговый орган.

Установлено, что течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению налоговой проверки. К налоговым правонарушениям отнесено нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Институт встречной проверки заменяется специальным порядком истребования документов. Такое истребование может производиться только налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете. Увеличивается срок представления истребуемых налоговым органом документов, вводится запрет на применение штрафных санкций по результатам повторных налоговых проверок.

Конкретизированы права налоговых органов. Так, уточнены случаи, при которых налоговые органы могут предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски. Налоговые органы утрачивают право создания налоговых постов. Налоговым органом вменено в обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Установлено, что Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Срок может быть продлен по решению руководителя соответствующего финансового органа, но не более чем на один месяц.

В новой редакции изложена ст. 23 «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)». В частности, определено, что индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны по месту жительства представлять по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а также бухгалтерскую отчетность.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети