Головные уборы власти

Одежда в качестве отличительного признака сана и звания приобрела свое значение на самых ранних этапах становления человеческого общества. В борьбе за выживание в человеческом коллективе выделялся лидер, становившийся впоследствии военачальником, вождем, князем, царем, королем, императором. Первыми отличительными признаками этих людей было оружие и одежда, которые сильно видоизменялись с развитием цивилизации. Но есть главнейшие части царской одежды (инсигнии), которым с давних времен придавалось особое символическое значение, ставившее роскошные светские одеяния в один ряд со священным церковным облачением. В состав коронационного наряда всех европейских королей и императоров входили следующие предметы: чулки, башмаки, нижняя одежда, верхняя одежда, пояс или лента (стола), перчатки, коронационная мантия, корона, скипетр, держава, оружие (три меча – у европейцев, меч и шпоры – у англичан). Трудно определить, в какое время окончательно установилась ритуальная форма императорского наряда, также трудно с точностью ответить, когда и при каких обстоятельствах высшее дворянство или имперские чины, князья, герцоги и графы выработали соответствовавшие их сану особые отличительные признаки. Судя по древним изображениям, князь отличался тем, что не снимал головного убора тогда, когда вассалы являлись перед ним с обнаженными головами. Важные лица и сановники носили на лбу венкообразную повязку или зубчатую корону.

Символ царской власти – корона – впитала в себя облик и функции шапки, тиары или диадемы, лаврового венка, епископской митры. Отличительным признаком бога и героя в Древней Греции был лавровый венок. Лавровый венок можно увидеть и в кудрявых волосах бога всех богов Зевса. Множество археологических находок подтверждают, что венок изготавливался не только из листьев растений, но и из золотых пластинок, достоверно копирующих листья лавра и аканта. Гордый сознанием своего всемирного господства, Рим восемь веков не признавал иной культуры, кроме собственной, и навязывал ее народам Западной Европы, невзирая на их индивидуальные особенности. После падения Римской Империи римская культура стала богатым наследием, которым воспользовались варвары. Вплоть до ХIV века одежда сохранила характерные элементы древнеримского происхождения, что видно по изображениям на рисунках рукописей, фресках и других памятниках того времени. Корона в этот период приобретает вид венца или обруча. Скрепленные между собой петлями, пластины покрывались эмалью и драгоценными камнями. Самой известной короной этого периода является так называемый венец Карла Великого (Корона Священной Римской Империи). Венец составлен из восьми полей, которые все закруглены кверху и щедро усыпаны драгоценными камнями с густой филигранной работой в промежутках между ними. Поля неравной величины чередуются между собой так, что между каждыми двумя меньшими находится одно большее. В меньших полях находятся изображения на эмали Соломона, Давида, Иезекииля и Христа, а также латинские надписи. Над передним полем, обращенным ко лбу, возвышается осыпанный драгоценными камнями крест, от которого к заднему полю идет слегка выгнутая скоба; верхняя поверхность тоже разделена на восемь закругленных полей с жемчужными украшениями. Корону носили многие германские короли. Судя по характеру работы и по надписи на дуге короны, ее нижняя часть, состоящая из восьми щитков, представляла собой когда-то самостоятельное украшение. Она была изготовлена византийскими художниками в ХI веке, а крест вместе с дугой были прибавлены позднее. Уже в конце ХII века наряду с господствующим романским стилем появился отличный от него готический стиль. Особенно ярко это видно в коронах французского происхождения. Форма короны – широкий обруч с возвышающимися над ним украшениями осталась неизменной, зато принципиально изменились орнамент и отделка. Образцами для украшений стали служить в основном растения – листья и цветы. Главным украшением на коронах французских королей была лилия. Голубой цвет был выбран цветом короля, стилизованные лилии вышивали золотом по мантии, одежде и обуви. В руках король держал скипетр, на вершине которого красовалась лилия. На английских коронах она встречается только как добавление к прочей листообразной отделке, зато обязательным элементом является мальтийский крест. До Генриха VI (XV век) короны делались открытыми сверху и одевались прямо на голову, теперь же под ними носили шапочки. Людовик XII при своем въезде в Париж в 1498 году имел корону с поперечной дугой. Вскоре в короне добавилась вторая дугообразная поперечина, которая перекрещивалась с первой под прямым углом. Это позволяло на точке пересечения укреплять крест или какое-нибудь украшение. У Людовика XII на верхушке была большая лилия.

Герцоги, графы и вообще все крупные ленники при своем вступлении во владения иногда короновались так же, как короли, облачаясь при этом в похожие орнаты. Самыми знаменитыми украшениями таких одеяний были фамильные гербы, которые вышивались разноцветными шелками на мантиях. Для корон издавна существовали определенные формы: на золотом обруче герцогской короны находились два зубца наподобие цветка, а графская корона состояла из одного обруча. Насколько строго соблюдалось это предписание, определить почти невозможно. Скорее всего, знатные вассалы надевали короны установленной формы только в присутствии короля, а вообще носили короны произвольного образца. Закрытые сверху короны были введены, вероятно, только для того, чтобы отличать таким образом королевские короны от вассальных.

К XV веку каждое европейское государство сформировало каноны для церемонии коронации Главы Государства. Корона французского короля имела восемь зубцов, испанская корона – четыре. В Германии – венец из листьев с поперечной скобой посредине и раздвоенным верхом, португальская корона сохранила свою форму старинного венца.

Головные уборы русских царей, начиная с Ивана III (1473 год), имеют свои особенности. Полагаю, что этой теме придется посвятить целую статью.



Добавить комментарий

Войти через соцсети