Расскажите о требованиях Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ при
упрощённом оформлении прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества и о роли нотариуса при этом.
С. Берёза


Дачная амнистия

Принятие Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2006 года, вызвано необходимостью упростить процедуру государственной регистрации сделок с принадлежащими гражданам объектами недвижимости, правоустанавливающие документы на значительную часть которых отсутствуют либо не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с Федеральными законами «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» правоустанавливающие документы на принадлежащие гражданам земельные участки, так же, как и на другие объекты недвижимости, выданные до вступления в силу Закона о госрегистрации прав и Земельного кодекса РФ, считаются действительными, однако для совершения сделок с такими объектами недвижимости права на эти объекты необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по правилам Закона о госрегистрации прав. Закон № 93-ФЗ установил, что гражданин может зарегистрировать право собственности на принадлежащий ему земельный участок, в т.ч. предоставленный ему ранее на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования, либо на праве, вид которого по имеющимся документам невозможно определить, причем принятия специального решения органа власти о предоставлении участка в собственность, в отличие от ранее действовавшего порядка, не требуется. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является какой-либо из следующих документов: акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

В соответствии с законом нотариус, удостоверивший сделку либо удостоверивший документ, на основании которых возникают соответствующие права, вправе по желанию правообладателей выступать после совершения им нотариальных действий и в качестве заявителя в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При этом нотариус вправе обращаться с заявлением в регистрирующий орган в двух случаях. Во-первых, когда регистрации подлежит право, возникающее из нотариально удостоверенной сделки, т.е. сделки, для которой законом предусмотрена обязательная нотариальная форма, либо любая сделка, для которой сами стороны избрали нотариальную форму, признав её обязательной.

Как известно, нотариус в силу закона обязан убедиться в том, что акт совершается в соответствии с волеизъявлением сторон, проверить правоспособность и дееспособность сторон, а также разъяснить физическим и юридическим лицам их права и обязанности как до, так и после нотариального оформления документов.

Если нотариус выступает в качестве заявителя в регистрирующий орган, то он же получает и все необходимые документы после осуществления государственной регистрации для последующей передачи всех зарегистрированных в регистрационном органе документов, в том числе свидетельства о регистрации права.

Для подтверждения своих полномочий на обращение в регистрирующий орган с соответствующим заявлением нотариус указывает в этом заявлении не только факт совершения конкретного нотариального действия, но также предъявляет лицензию на право нотариальной деятельности и документы, удостоверяющие его личность.

Закон предоставляет право выступать заявителем в регистрирующий орган не любому нотариусу, а только тому, кто непосредственно совершил нотариальное действие с подаваемыми на государственную регистрацию документами.

Закон не вводит обязательное нотариальное удостоверение сделок. Всё зависит только от воли гражданина: регистрировать свою собственность самостоятельно либо поручить сделать это за себя нотариусу.

Гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность выделенный ему земельный участок, входящий в состав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Закон № 93-Ф3 отделил предоставление такого земельного участка в собственность гражданина, осуществляемое по новым правилам только в индивидуальном порядке, от процедуры предоставления в собственность указанным некоммерческим объединениям земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования объединения. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков, обязаны принять решение о предоставлении таких участков гражданину или некоммерческому объединению в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов (ранее – в месячный срок).

Важным элементом порядка оформления прав гражданина на земельные участки являются землеустроительные процедуры, предшествующие государственной регистрации прав на земельный участок, в т.ч. кадастровый учет земельного участка и предоставление правообладателю земельного участка кадастрового плана участка.

Закон № 93-ФЗ установил, что в случае несоответствия сведений о площади земельного участка, содержащихся в правоустанавливающем документе, предоставленном для государственного кадастрового учета участка, сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений, содержащихся в документах о межевании; проведение кадастрового учета в таких случаях не приостанавливается, в отличие от иных случаев противоречивости содержащихся в документах сведений. В то же время, если содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования, в проведении государственного кадастрового учета должно быть отказано.

В случае, если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади или местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в уточнении или отсутствуют сведения о его разрешенном использовании или принадлежности к категории земель, правообладателю кадастровый план выдается. Одновременно ему выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений. Последующее уточнение осуществляется в порядке, установленном для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.



Добавить комментарий

Войти через соцсети