Клуб директоров

21
лет

906
директоров

5886
статей



Хай-Тек - золотой блеск промышленной эпохи

Дизайн в ХХ веке стал глобальным феноменом, охватывающим самые разнообразные сферы, - от архитектуры и мебельного производства до ювелирных украшений. В связи с мировой глобализацией развитие самобытного дизайна в отдельно взятой стране стало невозможным. Язык дизайна стал универсальным коммуникативным средством, позволяющим сделать свой выбор в мире неограниченных возможностей. Мы живем в обществе потребления, в окружении предметов, эстетические свойства которых ценятся не ниже функциональных. Мы всегда хотим большего. Человечество потребляет товары с невиданным размахом, предпочитая покупать новые вещи, а не продлевать жизнь старых.

Еще в ХIХ веке исторические стили играли в искусстве ведущую роль, но ХХ век ознаменовался стилем, рожденным на отрицании всех существующих эстетических «наработок» цивилизации. Модернисты стремились создать собственный художественный язык и полностью отрицали заимствования из прошлого. Мы далеко ушли от тех времен, когда с помощью единственного стиля можно было выразить дух эпохи. Революционные научные открытия и новые технологии, когда-то вдохновлявшие множество дизайнеров и архитекторов, уже не являются мощным творческим стимулом. В настоящее время дизайнеры пользуются широчайшим выбором художественных средств, они вольны смешивать прошлое и настоящее в поисках будущего.

«Мир драгоценностей» всегда отставал от новаторских идей архитекторов. Обладатели мировых брендов, создатели «высокого ювелирного искусства»: «Картье», «Шоме», «Ван Клиф и Арпельс» и другие продолжают обслуживать высоко состоятельного клиента, продолжают воспроизводить идеи арт-деко, «стиля звезд» 30-х годов. С 1960 годов живут и развиваются два почти взаимоисключающих направления в ювелирном искусстве: арт-деко и модернизм (хай-тек). Стилевые направления модернизма появились в ХХ веке в результате процесса индустриализации. Основные принципы модернизма - это простота и удобство создаваемых вещей. Вещь перестала быть знаковым отражением владельца. На первый план выходит комфорт и функционализм вещи, стержнем изделия становится форма. Изделие, выполненное в этом стиле, имеет идеологию или название. Оно отражает стремление художника выразиться самым ясным и лаконичным художественным способом. Ювелирные украшения этого направления очень часто публикуются в популярных журналах, о них много пишут.

В модернизме материал, из которого создается ювелирное украшение (металл или пластик) не имеет глобального (ценообразующего) значения. По этой причине очень часто с драгоценными камнями первой категории используется пластик, оргстекло, сталь, каучук, шелк и другие современные материалы. Термин «модернизм или модерн» не является широко употребляемым и может иметь несколько синонимов, которые будут отражать только один из стилей внутри модернизма (хай-тек, авангард, актуальное искусство, минимализм, конструктивизм, гиперреализм и т.д.). Так как стиль является «ныне действующим», а термин «модерн» (лат. современный) уже не раз употреблялся в отношении других стилей, то, возможно, в будущем будет общепринятым название данного стиля хай-тек. Уже сегодня хай-тек является символом промышленного дизайна с ярко выраженными технологическими мотивами, простыми минималистическими формами. Девиз хай-тека - «форма следует за функцией». В ювелирном дизайне это звучит так: «форма следует за телом». Основная черта стиля - господство формы.

Ювелиры в эпоху хай-тека черпают образцы не из природных, а из абстрактных форм математических фигур, воплощая их в материале средствами графики, строя объем на взаимодействии плоскостей. Законы и формулы математии и графический язык служат построению некой новой реальности, созданию художественного образа времени. В конце ХХ века произошла переориентация в выборе типов украшений. Бусы, кулоны, браслеты из звеньев, орнаментальные по своей природе и не имевшие четкой пластической формы, отступили перед более «скульптурными» ювелирными изделиями: кольцами, «жесткими» браслетами и серьгами. Видоизменение коснулось практически всех видов ювелирных изделий, сформировался новый образно-пластический язык. Форма и конструкции привычных типов украшений построены на гармонии и конфликте с формами человеческого тела. Рождение художественного образа происходит при взаимодействии украшения с телом человека.

Наиболее значительную модернизацию предметной формы испытали кольца. Этот вид украшений особенно сильно зависит не только от пластических, но и кинетических свойств «живой скульптуры». В середине 1980-х годов традиционные формы украшения, надевающегося на палец в виде металлического кольца или перстня с камнем, в авторском ювелирном искус-стве ушли в небытие. Художники все чаще ориентируются на целостный пластический объем кисти руки. Обычными стали кольца прямоугольной формы, кольца, захватывающие 2-3 пальца, кинетические кольца с маятниками и подвижными элементами.

Предметная форма браслета в хай-теке довольно четко разграничивается на внутреннюю и внешнюю зоны, ориентированные на объем руки и окружающее пространство. Кольцо (внутренняя часть браслета), органично соединяющееся с рукой, создает для нее определенный комфорт, а форма квадрата (в данном случае внешняя зона браслета) взаимодействует с внешним пространством, в то же время отгораживает от него. Наравне с привычными парными серьгами на рубеже 1990-х годов возникает новый тип украшения - непарные и одиночные серьги. Тенденция в подвижной асимметрии широко распространилась в моде (в прическах и одежде). Еще одно изобретение времени - непарные серьги, надевающиеся на ухо. Их неповторяемость и взаимная сочетаемость позволяют свободно преобразовывать рисунок, каждый раз составляя новую «пару» на основе их созвучия, а не идентичности.

Развитие современного взгляда на ювелирное украшение как форму, обусловленную тесным контактом с человеком, привело дизайн ювелирных украшений от традиционной конструктивно-орнаментальной композиции арт-деко к пространственному объекту хай-тек.


Рахманенко Елена Алексеевна

Должность:
генеральный директор Ювелирной Группы «Роскошь»

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь