Сегодня десятки установок для приготовления водномазутных эмульсий, поставленных компанией «Урал-Авто», успешно работают в Приморье.
Установки ИСУ-7, ИСУ-15 – это аппараты нового поколения, последнее слово в области энергосберегающих технологий. В ряде случаев их использование – это способ решения экологических и социальных проблем.


Блеск и нищета ЖКХ

Начало отопительного сезона не за горами. Что ждет нас этой зимой, которая во Владивостоке, как всегда, «наступает неожиданно»? Разговоры о реформе ЖКХ на фоне непрерывно растущих тарифов на отопление и горячую воду, похоже, всем изрядно надоели. Есть ли новое видение решения данной проблемы? Мы попросили рассказать о продвижении своей инновационной технологии в области сжигания мазута, позволяющей сэкономить до 15% (!) топлива, Александра Александровича Мутаева – специалиста в области энергосберегающих технологий.

Александр Александрович, судя по рейтингу посещаемости, Ваши статьи по внедрению установок типа УПВМЭ становятся едва ли не самыми актуальными и злободневными. О нас и наших технологиях знают очень многие благодаря вашему изданию. Если шесть лет назад на нас смотрели, скажем, весьма удивленно, а весь научный мир откровенно смеялся, то сейчас отношение к нам изменилось кардинально, хотя для многих до сих пор непонятно, как это можно добавлять воду в мазут, когда по всем канонам нужно, наоборот, избавляться от лишней влаги? За эти годы я настолько «погрузился» в данную проблему, столько литературы «перелопатил», что могу свободно дискутировать с мэтрами теплотехники.

Для тех же читателей, которые впервые взяли в руки журнал «Восточный Базар», скажем пару слов по теории горения.

Мазут, как впрочем и газообразное топливо, в исходном состоянии не является «истинным» топливом. Он становятся им только после прохождения подготовительных стадий: преобразования до простейших составляющих в виде смеси молекул, атомов и уцелевших или образовавшихся молекул окиси углерода и водорода. Это объясняется тем, что химической реакции горения должны предшествовать непосредственные контакты молекул топлива и окислителя. Правильная организация подготовительных стадий диктуется тем, что скорость протекания этих стадий, предшествующих процессу горения, несравненно ниже самой скорости химической реакции горения. В частности, к ним относятся стадии механического дробления, распыления и испарения. Вот здесь и начинается все самое интересное.

Все, кто проектирует и эксплуатирует котельные агрегаты, знают, что быстрота и полнота сгорания мазута находятся в прямой зависимости от размера капель, т.е. от тонкости распыления. При существующих технологиях распыления минимальный размер капли составляет 300-400 микрон, при применении «супернавороченных» форсунок – 250 микрон (мы не берем во внимание распыление с помощью насыщенного пара). Научно доказано, что длительность выгорания капли мазута диаметром 400 микрон составляет 0,1 секунды, а сама скорость протекания всего процесса горения жидкого топлива в наибольшей степени зависит от скорости испарения, т.к. эта стадия самая медленная из всех стадий процесса.

Как увеличить скорость и, как следствие, улучшить сам процесс горения? Здесь применяются самые различные приспособления, как то: притопки, различные воздуходувки, высоконапорные форсунки и т.д. Но все это напоминает борьбу с ветряными мельницами: шуму и задора много, результат нулевой, поскольку мы боремся не с причиной явления, а со следствием его. К сожалению, это заблуждение характерно не только для наших специалистов, но и для зарубежных.

Принципиально по-иному решили данную проблему специалисты ОКБ им. Макеева. С помощью гидроударного воздействия на обрабатываемую среду они добились размера капли мазута 2-5 микрон, увеличив таким образом удельную площадь горения (окисления) практически в 200 раз. Отсюда и другое качество горения.

Мало того, они сумели «приручить» явление кавитации и с ее помощью буквально растворить воду в мазуте, создав таким образом углеродно-кислородно-водородный «коктейль» – принципиально новый вид топлива, который по своей теплотворности и экологичности выше исходного мазута, т.к. при горении этого вида топлива происходит частичная диссоциация воды на кислород и водород – отсюда повышение температуры горения и практически полное сгорание углеводистых соединений.

За годы эксплуатации котлов, на которых применялся данный вид топлива, практически отсутствуют сажистые отложения, соответственно, КПД котлоагрегата несколько повышается. Проведенные нами измерения коэффициента избытка воздуха в эксплуатируемых котлоагрегатах показали его снижение на 8-15%. Снижение коэффициента избытка воздуха всего на 1% дает экономию топлива на 0,7%. Несложно подсчитать, что внедрение наших технологий может снизить расход мазута на 10-15%, а с учетом эксплуатационной и экологической составляющих – и до 20%. А это уже серьезная заявка.

В теории все прекрасно, а как обстоят дела на практике? Внедрение любой технологии стоит денег и, зачастую, больших, а срок окупаемости и является основополагающим для принятия того или иного решения. Срок окупаемости нашей установки зависит от производительности котлоагрегата и составляет от 3 дней до 3 месяцев. Комментарии, как говорят, излишни. По нашим наблюдениям, стоимость 1 Гкал завышена, как минимум, в два раза. Сюда забиты и некачественный мазут, и неэффективные методы руководства, и прочие «откаты». Поэтому внедрение прогрессивных методов в ТЭК Приморья объясняется простым отсутствием доброй воли руководства.

По-иному обстоят дела в Северной Корее и Белоруссии. Отсутствие несметных природных богатств и коррумпированности чиновников дают зеленый свет внедрению энергосберегающих технологий, способных качественно улучшить жизнь населения.



Добавить комментарий

Войти через соцсети