Клуб директоров

21
лет

906
директоров

5886
статей



Арт-Деко - стиль, зародившийся между двумя мировыми войнами, получил свое название лишь спустя тридцать лет после того, как захватил Европу и Америку. Часто можно встретить его название как «ретро», в нашей стране как стиль периода НЭПа. Ювелирные украшения этого периода не встречаются в России, так как отсутствовали производители подобных украшений.



Круг, квадрат, красное, черное

К примеру, один из лучших эмальеров Карла Фаберже в это время отливал значки и ордена на Московском Монетном дворе. Первые ювелирные артели появились в Советской России только в 1934 году. Хотя специалисты отмечают наличие «советского Арт-Деко» в фарфоре, стекле и в вызывающей декоративности набивных ситцевых тканей с советской агитационной атрибутикой.

Свое название стиль получил по имени парижской выставки 1925 года «L Exposition des Arts Dicoratifs et Industriels Modernes» (выставка современных декоративных и промышленных искусств). Цель выставки - связать искусство с современной промышленностью. Выставка, отложенная на 10 лет из-за первой мировой войны, явила основные тенденции в изобразительном и декоративном искусстве. Мировая индустриализация делала доступным предметы роскоши не только для высшего класса общества, но и для среднего.

Рождение нового стиля продиктовано желанием людей, уставших от войн и нищеты, создать иллюзию благополучия и жажды жизни. Растерянность и смешение эстетических критериев позволили объединить несоединимые направления: этническую архаику Египта, Африки и Дальнего Востока с находками экспрессионистов и сюрреалистов. Если в других стилях ярко прослеживается сплав формы, декора и материала со структурным ритмом, то в Арт-Деко декору была отдана почти автономная роль. Декор был крайне персонифицирован и перенасыщен. Ключевыми словами стали «геометрия», «хроматический контраст», «линейность», «стилизация».

Новый стиль, зародившийся из отрицания избыточного натурализма, присущего арт-нуаво, с точки зрения цвета явно опирался на хроматические сочетания костюмов и декораций Русского балета, восточные, африканские и южноамериканские традиции. Ювелирное искусство склонялось к геометрическому, линейному дизайну. Драгоценности стали аксессуаром, от которого требовалось как нельзя лучше соответствовать форме и цвету платья, с которым его одевали, а не символом процветания и богатства, как это было до войны. Довоенные традиции моды оказались позади, правила этикета изменились, а конформизм сменился свободой самовыражения. Женщина приобрела новый социальный статус и изменилась внешне. Плоская фигура, стрижка под «мальчика», брюки стали символом эмансипированной женщины. Линия талии сместилась на бедра, юбки укоротились до колен, на них появились разрезы, позволявшие женщинам танцевать чарльстон и фокстрот. Женщина пользовалась яркой косметикой, красной помадой, белой пудрой и угольно-черным карандашом для глаз. Лицу придавали экзотический или мистический вид, дополняемый шляпкой-колпаком.

Никогда ранее дневная и вечерняя мода так сильно не отличались друг от друга: строгие силуэты дневных платьев и костюмов вечером сменялись туниками без рукавов, скрывавшими очертание тела, но с глубоким вырезом на спине. Линия бедер подчеркивалась поясом с прикрепленной к нему брошью. Глубокие вырезы на спине привели к возрождению моды на сотуары и ожерелья, повернутые назад либо украшенные подвесками на застежке. К вечернему платью одевали бандо из драгоценностей или текстильное с брошью. Короткие волосы предполагали ношение длинных, висячих серег в виде каскадов от 2 до 10 сантиметров или массивные клипсы, конструкция которых закрывала всю мочку уха. Обязательным аксессуаром стали часы как символ динамичного образа жизни. Парюры полностью исчезли как из шкатулок модниц, так и из каталогов ювелирных домов. По-прежнему выпускались комплекты украшений одного дизайна и цвета, однако дамы предпочитали комбинировать их в соответствии со своими вкусами.

Развитие технического прогресса сказывалось на выдающихся умах ювелирного производства. Одни из них считали себя творцами нового и радикального, полностью отказались от любых декоративных излишеств. Они создавали украшения простых угольных геометрических форм с минимумом декоративных деталей, а то и без них. Увлечение модернизмом привело к изготовлению монументальных ювелирных изделий. Ювелиры играли с ломаными линиями, острыми углами и объемами в поисках динамического, а не статического эффекта. Большинство объемных эффектов достигалось с помощью металлических поверхностей, их пространственных метаморфоз и фактуры металла (блестящей, матовой или рельефной). Из последователей этого движения сложилось стилевое направление авангарда с минимализмом в отношении декора. В основе украшений этого направления лежит утилитарность изделия, изделия как правило трехмерны, базовой философией является форма.

Другие знаменитые ювелирные дома (Картье, Бушерон, Шоме) не остались равнодушными к геометрическим и хроматическим эффектам Арт-Деко, однако пользовались буйством декора с аристократической умеренностью. Именно эти художники-ювелиры явились родоначальниками и ныне существующих мировых брендов. В основе большинства ювелирных украшений 1920-1930 годов лежат две геометрические фигуры: круг и квадрат. Наиболее ярко стиль выражен в плоских, линейных украшениях, где возможно повторение ритма декора: браслетах, бандо, ожерельях. Так как геометрическая фигура из камней была центром изделия, то потребовались новые огранки камней, в это время появились камни-трапеции, полукруги, бочонки, треугольники, призмы. Ван Клифом и Арпельсом была разработана «невидимая» закрепка, которая позволяла закреплять мелкие камни по всей поверхности изделия, наподобие мощения мостовой. Арт-Деко - это период царствования драгоценных камней, металлу отводится роль скрепляющего или поддерживающего элемента.

Прямое влияние Востока - использование резных бусин, изумрудов, рубинов и сапфиров. Шнурки с кисточками также перекочевали из индийского традиционного костюма в ювелирное дело. Афроамериканское влияние на моду выразилось в появлении креольских серег, сохранившихся до наших дней под именем серьги «Конго».


Рахманенко Елена Алексеевна

Должность:
генеральный директор Ювелирной Группы «Роскошь»

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь