Ампир – стиль императоров и диктаторов

Пока география торговых взаимоотношений была затруднена техническими невозможностями, каждое сообщество людей развивалось достаточно изолированно, порождая самобытную этническую культуру. Так сформировалась греческая культура, культура Майя, китайская и японская культура, индийская и азиатская культуры и т.д. С того момента, как обмен информацией, а соответственно, и накопленными ценностями стал преодолевать географические барьеры, человечество живет в основном во время эклектик, «нео» стилей и крайне редко рождает яркие, принципиально новые стили. Но, однажды родившись, стиль повторяется вновь и вновь. Сегодня его можно узнать в вещах, которые живут рядом с нами.

Серию статей о стилях я бы хотела начать со стиля ампир, хотя есть стили, родившиеся намного раньше него: барокко, рококо, классицизм, готика и т.д. Мы начнем с самого дорогого стиля в ювелирных украшениях и самого идеологизированного. В иллюстрированном справочнике по ювелирным украшениям «Ювелирное искусство», авторами которого являются два эксперта аукциона «Сотсби», вам бросится в глаза, что почти половина представленных изделий выполнена в стиле ампир и очень большой процент из этих изделий принадлежит коронованным особам. Сущность стиля можно выразить в двух словах: а м п и р – э т о д в о р ц о в ы й к л а с с и ц и з м.

Став императором Франции, Наполеон реализовал свои амбиции и в области искусства. Он намеренно связал свои интересы с искусством древних империй, положив в основу Великую Римскую Империю. Ампир сформировался в самостоятельный стиль благодаря своему большому социальному пафосу и формам. Олицетворяя мощь империй, ампир легко и полно проявил себя именно во Франции и России. Как только в государстве возрастают имперские амбиции, резко увеличивается количество монументальных сооружений, культура страны откликается очередным всплеском в стиле ампир. В истории Европы есть сталинский ампир и ампир периода фашисткой Германии. Ампир призван создавать имидж «великого государя» и нации через величественные и воинственные образы и аллегории.

Основные источники ампира – наследие архаичной Греции и Древнего Рима. В них хорошо сочетается идея утверждения имперского величия с монументальностью и лаконизм формы. Именно ампиру присуща воинственная атрибутика и символы. Триумфальные арки, колонны, обелиски встречаются в декоре с военной темой. Эмблемы, доспехи, лавровые венки, ликторские связки, орлы служат центром построения композиции. Дизайн украшений этого периода не выглядит избыточным, изделия гармоничны и уравновешенны. Костюмы и платья периодов ампира всегда монохромны и служат прекрасным фоном для ювелирных украшений. Украшения сдержанно холодноваты и монументальны. Гирлянды лавровых листьев и ленты располагаются с геометрической точностью и равновесием. Художественные идеи заимствованы из архитектуры.

В период ампира наступает расцвет настольных ювелирных украшений: это солонки, часы, письменные принадлежности, рамки для фотографий, пасхальные яйца и т.д. Форма украшений симметрична, геометрически выверена. Изделия приобретают «державные» формы, которые больше всего подходят к блистательному царствованию императора.

В любом украшении стиля ампир четко обозначен центр, который может быть минимально декорирован или совсем не декорирован. Центр украшения может быть покрыт гельошированной эмалью или обозначен крупным самоцветным камнем огранки кабошон. Используются только самые дорогие драгоценные камни первого порядка: изумруд, рубин, сапфир. Основной драгоценной вставкой является бриллиант. В XVIII веке бриллианты крепились в серебряные касты на золотой подложке, с XX века их крепят в платину или белое золото.

При декорировании изделий использовались греческие мотивы и военная тематика. Это гирлянды из листьев аканта, пальметты, спирали, лавровые и дубовые листья, дуги, щиты и орлы. Часто встречаются снопы и колосья злаков, центральными элементами могли быть мечи, знамена, факелы или щиты.

Никогда до этого мода не была столь изощренной по части украшений. На руках было принято носить два браслета – один на запястье, другой выше локтя, а волосы закалывались высокими гребнями с драгоценными камнями. Дорогие кольца надевались на каждый палец. Под полупрозрачные платья, на трико или тело носили браслеты на щиколотке ноги и выше колена. Поверх легкого батистового платья, которое носилось в России даже зимой, одевалась теплая кашемировая шаль, сколоть которую можно было только брошью.

Впервые брошь приобретает большую популярность, что, несомненно, связано с ее функциональностью. Полный комплект украшений обычно состоял из ожерелья, пары браслетов, висячих серег (жирандолей), пряжки для пояса и четырех видов украшений для волос. Такой комплект изготавливался из одного вида драгоценных камней и в одной технике, имел индивидуальную упаковку в виде большого футляра и назывался парюр. Самыми популярными украшениями стиля ампир были изделия для волос: гребень, тиара, диадема, бандо. Мода на эти украшения появилась совместно с модой на греческие прически и укладки волос, подобные знатным римлянкам.

Королевой стиля является диадема – украшение для головы в виде открытой полукороны. В древности диадему носили и мужчины, и женщины, иногда она являлась признаком принадлежности к царскому роду. Диадема, изготовленная для коронации Наполеона, напоминает «олимпийский» венок, выполнена в виде колосьев злаков. Колье периода ампир, как правило, могло трансформироваться в броши, серьги или подвески. К полной парюре прилагался еще и дополнительный обруч, с помощью которого брошь или колье могли превращаться в тиару или диадему.

Е.А. Рахманенко



Добавить комментарий

Войти через соцсети