С момента зарождения цивилизованного общества ювелирные украшения считаются предметами роскоши. Обладание дорогим и тем более уникальным ювелирным украшением вызывает у владельца ощущение жизненного успеха и собственной исключительности. Покупка большинства предметов роскоши, в том числе и ювелирных украшений, мотивирована не только престижем и тщеславием человека, но и желанием сохранить свои сбережения.


Рост цены на золото – надолго или навсегда?

Давайте разберемся, как распределяются деньги, которые мы отдали, заплатив за кольцо с бриллиантами на нашем пальце. Ювелирное украшение является конечным продуктом сразу нескольких отраслей: алмазодобывающей, золотодобывающей и ювелирной. Доля каждой отрасли в цене ювелирного украшения распределяется, соответственно 100-15-5.

  1. Алмазодобывающая и гранильная отрасль: стоимость бриллиантов за последние сто лет увеличилась не менее чем в 25 раз, при этом рост цен происходил плавно и до сих пор контролируется компанией «Де Бирс».

  2. В золотодобывающей отрасли не существует мирового монополиста, по этой причине на рынке золота в ХХ веке выделяется 3 основных экономических цикла, средней продолжительностью около 30 лет. Завершение каждого цикла сопровождается падением интереса к фондовому рынку и всплеском цен на золото. События 11 сентября в США послужили толчком для падения рынка ценных бумаг и началу роста цен на сырьевом рынке. Яркий тому показатель – темпы роста цен на нефть. В ближайшие 5-10 лет рынок золота будет стремиться к росту и равновесному значению цены золота и индекса DJI (Dow Jones Industrial) равное 5. На текущий момент это соотношение равно 20, т.е. для достижения равновесного значения цены на золото должны установиться в пределах 1650-2200 долларов за унцию. Так как 52% мировых запасов золота находятся в ювелирных украшениях, а ювелирная промышленность не в состоянии нейтрализовать за счет своей рентабельности рост цены на металл, то неизбежно цены на ювелирные украшения вырастут на прилавках магазинов. Темпы роста на изделия в рознице будут расти пропорционально темпам роста на стоимость металла на мировом рынке и уже к концу 2007 года цена за 1 грамм станет выше в 2-2,5 раза, чем сегодня.

  3. Ювелирная промышленность не имеет существенной доли в цене конечного продукта. Производитель ювелирных украшений испытывает сильное давление со стороны конечного потребителя – розничного покупателя, так как ювелирное украшение должно вызывать у покупателя эмоции, удовлетворяя его разнообразные и противоречивые эстетические требования.

По данным маркетинговых исследований, проведенных Ювелирной Группой «Роскошь», жители города приобретают от 50 до 60 тыс. ювелирных украшений в год, при этом среднестатистическая покупка совершается в пределах не многим более трех тысяч рублей. Более 90% покупок укладываются в сумму до 10 тысяч рублей. Если сравнивать современные статистические показатели с показателями советского периода, то ярко видны глобальные изменения в спросе и предложении рынка ювелирных украшений.

Советская женщина в эпоху минимализма приобретала одно украшение в течение 5 лет, стоимость которого была не ниже ежемесячного заработка – 120 рублей, 1 грамм золота в любом простеньком колечке был един для всей страны и составлял 92 рубля. Сегодня каждая вторая женщина в возрасте от 25-50 лет ежегодно приобретает не менее одного ювелирного украшения. При среднем ежемесячном доходе в 7 тысяч рублей, по аналогии с советскими временами, один грамм золота в ювелирном украшении должен стоить 5,5 тыс. рублей (сегодня от 700 до 1100 рублей). Снижение стоимости вызвало повышение спроса, что неудивительно, так как ювелирные украшения относятся к товарам эластичного спроса.

По цифрам ГосКомСтата и Пробирной Палаты РФ: последние десять лет в России наблюдается интенсивный рост производства. В 2004 году было выпущено уже в 2 раза больше продукции, чем 1992 или 1996 годах. С 2005 года выпуск изделий из золота достиг рекордного уровня для России: 88 тон в год. Емкость ювелирного рынка России выросла с 1 до 3 миллиардов долларов. Ювелирные украшения в России стали более доступными и перешли из разряда изделий класса «люкс» в разряд украшений и аксессуаров. Доминирующим фактором при покупке становится дизайн украшения.

Большинство экономических исследований выявляют прямую зависимость уровня потребления ювелирных украшений с уровнем доходов на душу населения. Национальные рынки стран значительно различаются по доходам на душу населения и по средней цене приобретаемых на этих рынках ювелирных украшений. Несмотря на такие различия, покупка ювелирного украшения в денежном выражении, как правило, сравнима с месячным доходом на душу населения данной страны. Россия не является исключением, то есть средняя покупка в России должна совершаться в пределах 7-8 тысяч рублей. (Сегодня во Владивостоке она составляет 3-4 тыс. рублей.)

Вывод, который можно сделать из этой информации, очень скромен:

  1. Российское население спокойно переживет рост цен на драгоценные металлы. Покупать станут меньше. «Золото на тарелку не положишь», и ювелирные украшения опять перейдут в разряд роскоши.
  2. Данная ситуация будет губительна для заводов-изготовителей. Ряды российских производителей ювелирных изделий значительно поредеют – с рынка уйдут средние и большие, но слабые.
  3. Украшения класса «люкс» никогда не станут доступными для среднестатистического гражданина нашей страны. Являясь сырьевой державой, даже на пике возможностей при росте цен на нефть и золото (что случается не чаще, чем 1 раз в 30 лет), доход на душу населения в России в десять раз меньше, чем в США.
  4. «Золото и в Африке золото». Золото продолжает оставаться выгодным инвестиционным вложением. Скорость возврата средств зависит только от состояния трех мировых рынков. Сегодня один из самых благоприятных периодов, когда на золоте быстро «делают деньги».


Добавить комментарий

Войти через соцсети