Малые суда для отдыха

Море… В этом слове заключено очень много – и манящая глубина вод, и безбрежная синь океана, и, конечно, белый пароход или белый парус. Человек неотделим от моря, и во все времена он стремится освоить эту голубую гладь. Не зря ведь наша планета из космоса видна как планета «океан».

Самыми первыми судами были обычные бревна, связанные в плот. На таком бальсовом плоту, точной копии древних, знаменитый путешественник Тур Хейердал пересек океан, пользуясь только ветром и попутным течением. Были в истории человечества (и остаются до сих пор) и тростниковые лодки, и долбленки, и лодки, сшитые из шкур. Но настоящие, серьезные суда до совсем недавнего времени строились исключительно из дерева. Вначале они были открытыми, и лишь со временем на них появились палубы, трюмы, каюты и т. п.

Хороший материал дерево, да вот беда – не долговечен. И горит, и гниет, и жуки – древоточцы его грызут. С этими бедами боролись по разному. Подводную часть от обрастания и древоточцев защищали медными листами, древесину смолили, красили, хорошо помогала пропитка солью – капитан судна старался в самый первый рейс заполучить груз соли, тогда судно служило намного дольше.

Многообразие судов просто поражает. Наряду с обычными водоизмещающими судами (большие и малые «плавающие» суда) появились суда на подводных крыльях, глиссирующие, на воздушной подушке, экранопланы.

И каждый из этих классов делится на много других по принципу использования силы, приводящей судно в движение, по типу корпусов, по назначению и т. п.

Остановимся более подробно на наиболее интересных для нас типах – малых судах для отдыха, спорта, хозяйственной деятельности.

Первый, и наиболее распространенный класс, – разнообразные моторные суда. До недавнего времени это были отечественные моторные лодки с подвесными моторами до 30 л. с. и самые различные боты, как правило переделанные из рабочих и спасательных шлюпок. Но вот наконец и в наших краях стали появляться современные суда. Нет пока у нас знаменитых «сигарет» Дона Аронау, плавдач, но уже можно встретить стремительно несущийся по водной глади «Байлайнер», красивые, изящные зарубежные моторные лодки с моторами до 200 л. с.

Собираясь приобрести то или иное судно, прежде всего нужно совершенно четко определить для себя, как оно будет использоваться, и в какую сумму Вы планируете уложиться.

Если у вас мало времени, а место, где вы собираетесь работать или отдыхать, удалено от базы, вам, безусловно, необходим скоростной катер или мотолодка.

Как правило, к моторным лодкам относят небольшие (~до 6 метров длиной) плавсредства с подвесными моторами, с открытым кокпитом или рубкой – убежищем. Если на лодке есть закрытая каюта, то это уже больше катер с подвесным мотором, чем каютная мотолодка, тем более, что подвесные моторы на таких быстроходных катерах (или лодках) имеют мощность не менее 50 л. с. (в среднем 100-150 л. с.), а это уже несъемная силовая установка, расположенная за кормой катера.

Моторные лодки с современными килеватыми или сложными обводами (к наиболее известным относятся «глубокое V», тримаранные, катамаранные, морские сани, кафедральные («Бостонский китобой»), «морской нож») обеспечивают весьма неплохую мореходность для плавания в прибрежной зоне, сравнительно не дороги, и развивают достаточную скорость, зависящую в основном от мощности установленных одного или двух моторов. Поскольку они, как правило, значительно меньше и легче катеров, для достижения приемлемой скорости им нужны менее мощные моторы, чем катерам, соответственно эти моторы дешевле, меньше потребляют топлива, легче. Эксплуатация таких судов сравнительно недорога. Но за это приходится расплачиваться спартанскими условиями на борту. Приходится во многом себя ограничивать: нет гальюна, кухни, постоянных спальных мест и т. п. По сравнению с катерами у мотолодок несколько большая уязвимость моторной установки, хотя современные зарубежные подвесные моторы допускают даже полное попадание в воду, а для большей надежности можно ставить два подвесных мотора меньшей мощности вместо одного. В настоящее время находит распространение вариант с одним мощным основным двигателем и одним вспомогательно-аварийным малой мощности (5-15 л. с.). Это дешевле, чем два одинаковых, более экономично, так как КПД одного мотора выше, чем двух. Запасной мотор может быть вообще уложен внутри лодки и его ресурс практически не расходуется.

Многие моторостроительные компании сейчас предлагают наряду с 2-х тактными и 4-х тактные подвесные моторы, причем их мощностной ряд в самом ближайшем будущем будет охватывать практически весь ряд моторов от 2 до 200 л. с. Обусловлено это в первую очередь очень жесткой природоохранной политикой развитых зарубежных стран. В 4-х тактном двигателе практически отсутствует выброс масла и несгоревшего топлива в окружающую среду, что нереально в 2-х тактных. В качестве альтернативы, «двухтактники» применили управляемый впрыск топлива и смазку с помощью лубрикатора (дозирующего устройства) биологически разлагаемыми маслами. При одинаковой мощности отличие 4-х тактного двигателя от привычных нам 2-х тактных в следующем:

  • на 10-15% выше цена и вес;
  • на 30-80% меньше расход топлива (меньшее значение на максимальной мощности, большее – на холостом ходу);
  • при одинаковой (за счет отработанной технологии) надежности больший моторесурс (~в 5 раз), зависящий, в основном, от качества применяемого масла;
  • меньший уровень шума при работе;
  • экологическая чистота;

Современные п/м приспособлены к эксплуатации в морской воде, имеют протекторную электрохимическую защиту от коррозии.



Добавить комментарий

Войти через соцсети