Перспективы прикладной науки и образования в России неразрывно связаны с их коммерциализацией, т.е. с инновационной деятельностью. Коммерциализация является внешним проявлением структурных комплексных преобразований внутри научных организаций и в учебных заведениях. Прикладная наука выступает производительной силой при условии структурных преобразований.
Отдельные вопросы коммерциализации прикладных исследований и профессиональной подготовки более подробно излагаются в цикле публикаций в журнале «Восточный Базар», которые имеются в Интернете по адресу: https://www.bazar2000.ru/index.php?author=30005401


Коммерциализация прикладной науки и образования

С экономической стороны инновационная деятельность означает развитие сектора реальной экономики (промышленности и сельского хозяйства) за счет инвестирования финансовых активов в реальные активы.

Причем реальные активы в своем составе включают материальные активы – недвижимое и движимое имущество и нематериальные активы, как идентифицируемые – интеллектуальную собственность в составе имущественного комплекса действующего предприятия и приравненные к интеллектуальной собственности имущественные права, так и неидентифицируемый нематериальный актив – гудвилл.

Инновационная деятельность в реальной экономике является последовательностью осуществления инновационных проектов по инвестированию в реальные активы в противовес финансовым проектам по распродаже реальных активов. Инновационная деятельность способствует продвижению финансовых активов в промышленность.

Существенным отличием от финансового инвестиционного проекта, ориентированного на задачи деления собственности, выступает общая направленность инновационного проекта на производство, для которого приобретаются определенные совокупности реальных активов за счет расходования финансовых активов. При этом повышается стоимость имущественных комплексов действующих предприятий и производится нематериальный актив.

Используется свойство реальных активов, которые в определенных совокупностях стоят больше, чем взятые по отдельности. Этим свойством не обладают финансовые активы, а суммарная стоимость отдельных частей финансовых активов равна стоимости суммы частей (в соответствии с правилами арифметики и бухгалтерского учета).

В промышленности инновационная деятельность означает крупные инвестиции в реальные активы и требует государственной поддержки для защиты от коммерческих рисков. Надо признать, что приватизация имущества, осуществляемая после начала периода рыночных реформ в России, по большей части шла в русле не инновационных, а финансовых проектов, а активы распродавались.

Преобладающий характер прошедшего периода не инновационной, а финансовой, иначе говоря, монетарной экономики для некоторых организаций и учебных заведений отразился на действовавших предпочтениях в форме выбора профиля прикладной науки и образования, а профессиональная подготовка при этом сместилась в область обучения финансистов, бухгалтеров, менеджеров и юристов.

Для реальной экономики, развитие которой является инновационной деятельностью, а коммерциализация прикладной науки и образования входит неотъемлемой частью, нужны специалисты не столько финансового, правового, гуманитарного или теоретического профиля, сколько профессионалы в различных отраслях промышленности.

Надо сказать, что наука и образование по теоретическим направлениям, а также по гуманитарным, как правило, не подлежат коммерциализации и требуется достаточный объем целевого финансирования из государственного бюджета.

Проблемный характер коммерциализации теоретической науки и образования заключается в том, что коммерческий заказ мог бы привести к изменению научного профиля, который стал бы не теоретическим, а прикладным. При данных обстоятельствах коммерциализация означала бы ликвидацию теоретических исследований или их трансформацию в прикладном направлении.

Например, не сложно понять мотивы ученого (физика, химика, биолога, филолога и др.), работающего по тому или иному теоретическому направлению исследований естественных законов, который не имеет достаточного правительственного финансирования, стремится к коммерциализации своей работы и предположительно получает заказ на выполнение прикладной задачи.

Ясно, что мотивы в данном случае сводятся к прекращению фундаментальных исследований и к освоению прикладного направления. Возможно, изменение профессионального профиля способного человека при коммерциализации предмета его работы будет решением личных экономических проблем. Но кто же будет изучать естественные законы, что не менее важно с точки зрения интересов общества и государства.

Бюджетное финансирование учреждений теоретической науки и образования само по себе является исключительно важной задачей для правительства и общества, но не имеет отношения к инновационной деятельности, т.е. к коммерциализации науки.

Таким образом, можно определить следующие общие ограничения по вхождению в инновационную деятельность.

Осуществление самостоятельной инновационной деятельности, т.е. коммерциализация науки и образования, имеет проблемный характер в научных и учебных организациях теоретического профиля, а также в учреждениях по предмету финансовой экономики – не реальной и не инновационной.

Причем для поддержания фундаментальной теоретической науки, по-видимому, нет иной альтернативы, кроме бюджетного финансирования, если только по вопросам коммерциализации не учитывать возможность совместного участия организаций прикладной и теоретической науки. Имеется в виду, что коммерческий заказ на обучение теоретиков и соответствующие исследования может формироваться организациями прикладной науки и образования как часть более общей экономической задачи.

Инновационный потенциал технического университета, способность удовлетворять экономический спрос, содействовать продвижению финансовых активов в сектор реальной экономики, производству нематериального актива и повышению стоимости предприятий можно охарактеризовать следующими двумя критериями:

  • общей прикладной направленностью науки и образования,
  • многопрофильностью, учитывая, что нематериальный актив и развитие промышленных предприятий производятся обычно «на стыке» прикладных направлений.

По указанным критериям наибольшим инновационным потенциалом в Приморском крае обладает Дальневосточный государственный технический университет как крупнейшее многопрофильное учебное и научное учреждение по прикладным направлениям, обладающее многоуровневой и региональной структурой.

Эффективная система профессиональной подготовки в ДВГТУ и прикладные научные исследования способствуют повышению стоимости активов и имущественных комплексов предприятий на Дальнем Востоке, поскольку наполняется рынок предложениями высококвалифицированного труда профессионалов по различным отраслевым направлениям, а также производится нематериальный актив в форме интеллектуальной собственности в результате прикладных исследований. Именно эти основные показатели являются экономической оценкой инновационной деятельности в техническом университете.

Инновационный потенциал ДВГТУ раскрывается через действующий инновационный комплекс Некоммерческое партнерство «Тихоокеанская Ассоциация: учебно-научно-инновационный комплекс (университетская модель)», созданный по инициативе представителя президента в ДВФО, попечительского Совета ДВГТУ и по решению собрания учредителей. Президентом университетского комплекса является ректор ДВГТУ профессор Г.П. Турмов.

Основной задачей университетского комплекса является развитие инновационной деятельности, т.е. коммерциализация системы образования и научных исследований в ДВГТУ.

Причем коммерциализация прикладной науки и профессионального образования, как внешнее проявление, подразумевает структурную внутреннюю перестройку в рамках университетского комплекса ДВГТУ, формирование системы непрерывной многоуровневой подготовки и повышение экономической самостоятельности подразделений.

Многопрофильная по отраслевым направлениям и региональная структура технического университета является предпосылкой коммерциализации с организационной стороны.

Если по вопросам формирования организационной структуры ориентироваться на крупные зарубежные технические университеты, прикладные исследования и профессиональная подготовка в которых в основной части коммерциализированы, то характерной особенностью их устройства можно назвать экономическую самостоятельность входящих подразделений (институтов в составе университетов).

Экономическая самостоятельность подразделений зарубежного технического университета означает формирование собственного финансового результата в каждом из подразделений, объединенных по признакам профессионального и научного профиля, но в экономическом отношении выступающих как независимые лица. Действует координационный центр самостоятельных подразделений, являющийся университетом.

При такой структуре технический университет является саморегулируемой организацией, строящейся как некоммерческое партнерство по профилю прикладной науки и профессионального образования в подразделениях, самостоятельных в экономическом отношении.

Некоммерческое партнерство самостоятельных подразделений в рамках университетского инновационного комплекса позволяет раскрывать собственный коммерческий потенциал подразделений, что необходимо для инновационной деятельности.

Подобная модель, основанная на многопрофильности базовой организации, «заложена» в структуре НП «Тихоокеанский УНИК(ум)» на базе ДВГТУ, что можно оценить как дальновидный подход. В конечном счете, коммерциализация прикладной науки и образования предполагает повышение экономической самостоятельности не только подразделений, но персонально ученых и преподавателей университета.

Изменение структуры взаимодействия подразделений для коммерциализации многопрофильных технических университетов является важной для общества и сложной задачей и на переходном периоде требует государственной поддержки.

Именно это, по-видимому, является целевым назначением правительственных инвестиций, направляемых в инновационную деятельность, а не финансирование теоретической науки и образования, что было бы ненадлежащим использованием этих инвестиций.

После переустройства организационной структуры подразделения технического университета в основном способны действовать «в режиме» самоокупаемости, что снижает финансовую нагрузку на государство и повышает эффективность прикладной науки и образования при сохранении объема государственного финансирования, расходуемого преимущественно на координацию подразделений. При условии экономической самостоятельности подразделений технического университета, объединенных в инновационный университетский комплекс на некоммерческой основе, прикладные исследования и профессиональное образование развиваются более эффективно.

Примером успешной прикладной деятельности в университетском комплексе ДВГТУ является направление по определению стоимости активов и имущественных комплексов промышленных предприятий. Инновационный эффект по данному прикладному направлению заключается в том, что определение стоимости активов способствует продвижению инвестиций в сектор реальной экономики.

Оценка стоимости имущества и активов в РФ подлежит государственному регулированию и лицензированию. Поэтому НП «Тихоокеанский УНИК(ум)» обладает лицензией на осуществление оценочной деятельности, а также является участником саморегулируемой профессиональной организации НП «Партнерство РОО».

Причем специалисты университетского комплекса ДВГТУ эту деятельность осуществляют с начала периода рыночных реформ, выполнили множество работ по определению стоимости активов и имущественных комплексов, опубликовали десятки научных трудов, а также методологически обеспечили профессиональную подготовку в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовки специалистов на базе ДВГТУ по предмету оценки активов.

По вопросам исследований прикладной экономики университетский комплекс ДВГТУ сотрудничает с учеными и организациями, осуществляющими разработку методологии оценки активов, в частности с Некоммерческим партнерством «Клуб Профессионал». Ведется подготовка аспирантов и соискателей.

По-видимому, для малосерийных, нетиповых и дорогостоящих объектов – имущественных комплексов, недвижимости, обособленных крупных активов, например, гражданских морских судов, технологических линий, воздушных летательных аппаратов, энергетических и информационных сетей, транспортных коммуникаций и т.д. оценка стоимости и эффективности это сложная наука, а не ремесло.

Более заинтересованным читателям по данному прикладному направлению можно рекомендовать авторскую разработку сотрудников университетского комплекса ДВГТУ – учебное пособие «Методы оценки активов», имеющее соответствующий гриф Дальневосточного регионального учебно-методического центра Министерства образования. Пособие имеется в библиотеке ДВГТУ и в Интернете по адресу: http://old.festu.ru/files/voyloshnikov/posobie.pdf

Помимо успешной деятельности в университетском комплексе ДВГТУ в сфере прикладной экономики по определению стоимости активов и эффективности, можно привести ряд положительных примеров коммерциализации прикладной науки, в частности деятельность НПО «Гидротекс» под руководством члена-корреспондента РАА А.Т. Беккера, научно-образовательной организации ДВГТУ «Центр модернизации котельной техники», которой руководит профессор А.Н. Штым, являющихся партнерами НП «Тихоокеанский УНИК(ум)», работу лаборатории по экспертизе и дефектации корпусов морских судов под руководством профессора В.А. Кулеша, учреждения «Приморский инновационный центр энерго- и ресурсосбережения» под руководством профессора А.Н. Минаева, а также много других примеров.



Добавить комментарий

Войти через соцсети