Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



В 2005 г. вступил в силу новый жилищный кодекс. По сути, это реформа всей отрасли ЖКХ. Участники этой реформы: власть, исполнители (предприниматели) и собственники. Задача власти - создать правила игры, где доверие, мораль играют главную роль во взаимоотношениях между участниками реформ. Исполнители реализовывают эти правила игры. И главные участники это собственники, которые должны научиться самоорганизовываться в защите, эксплуатации и ответственности за свою собственность.



Реформа ЖКХ, или как ликвидировать разруху в головах

К нам как к некоммерческому партнерству «Центр Реформ ЖКХ Приморского края» в последнее время поступает много обращений со стороны средств массовой информации, коллег, администраций муниципальных образований по поводу реформирования ЖКХ. Эти обращения не создают цельного представления о происходящем. Чтобы не было недопонимания и неверного толкования нашей позиции, назрела необходимость высказаться публично по существу вопроса. Давно лоббируя тему рыночных отношений и конкуренции в сфере ЖКХ, в сложившейся ситуации мы посчитали своим долгом высказать свое мнение о происходящем для общей пользы. Это сгусток прагматизма, эмоций, чувств и надежд на успешное будущее нашего общего дела.

С принятием Жилищного Кодекса мы получили все необходимые условия для реальных рыночных преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Государство после множества подходов к решению проблем ЖКХ наконец-то начало действовать и четко обозначило свой маневр и вводимую конструкцию рыночной системы ЖКХ. Нам осталось только принять заданные условия и начинать вписываться в выстраиваемую систему в диалоге с властью, чтобы она быстрее прошла этап отладки и начала работать. У ЖКХ уже не осталось времени на новое осознание необходимости реформы в ЖКХ. Это стало очевидным еще пятнадцать лет назад - с приходом рынка.

ЖКХ - огромный пласт жизнеобеспечения. Здесь обращается до трети доходов российских семей. Необеспеченность отрасли ЖКХ рыночными отношениями мешает развитию всей экономики.

Мы же все еще примериваемся и перестраиваем ряды. Пытаемся не идти на проблему, а выискиваем позиции отступления от решения темы ЖКХ в силу ее огромной социальной значимости и политизированности. Продолжаем поддерживать рассуждения о возможных проблемах, об изношенности жилищного фонда, негодности инженерных сетей и невозможности обеспечения должного уровня их технического обслуживания частной компанией без создания благоприятных условий для ее работы. Общество под руководством политических сил, Бизнес и Профессиональные сообщества не принимают состоявшуюся ситуацию и продолжают «топтаться» вокруг реформы ЖКХ. Присутствует настроение еще лет пятнадцать порассуждать о том, как лучше проводить реформы. Но Государство уже осознало все возможные риски и приняло на себя ответственность за исход реформы. Уже никто не спрашивает: достаточно ли хороша реформа и могла бы она быть лучше? Нам предложено включиться в начавшуюся работу и организовать конструктивный диалог со всеми участниками реформ.

Мы не политизированы, поэтому более объективно можем оценивать создавшуюся ситуацию в ЖКХ края. Совершенно очевидно, что не все идет так гладко, как представлено на бумаге в отчетах. Предстоит работа не одного дня. Но если продолжать медлить, для ЖКХ и для будущего развития будет хуже - это дорога в никуда. Уже сегодня 75% домов в Приморском крае требует капитального ремонта, а износ инженерного оборудования составляет 60% и более. Дальше - это может быть обсуждение на обломках, конфликтах и безмерно возросших задачах и проблемах.

А нереформированное ЖКХ будет продолжать тормозить развитие краевой экономики. И без того сложные экономические взаимоотношения в городском комплексе ЖКХ будут усложняться дальше. Тем не менее, в этой сфере, как и везде, должны действовать рыночные правила. Это важно и для населения, и для эксплуатирующих организаций и для руководителей муниципальных образований. Ситуация с ветшающим жилищным фондом без хозяйского присмотра, пополнение его вновь построенным совершенно невозможная ситуация для будущего края. Будем медлить, и без того неприглядный жилищный фонд разрушится окончательно и уже точно никому не приглянется.

Конкуренция - это хорошо, хотя и не ново. Но улучшить качество услуг ЖКХ призвана была не только стопроцентная оплата жилищных услуг, навалившаяся тяжким бременем на кошельки потребителей. Увы, особого эффекта это не дало, кроме повышения социального напряжения в обществе.

Новая система ЖКХ предполагает, что здоровые люди сами должны заботиться о состоянии своего имущества и полностью оплачивать его содержание.

В крае более 70% жилья в собственности населения. Реформа позволяет ввести в правильный для рынка оборот муниципальные и федеральные объекты. Создается фонд жилья под наем. Это маневренный фонд, обеспечивающий работу рыночных механизмов в системе ЖКХ, в социальной и финансово-кредитной сферах.

Приняв решение о приватизации, каждый из нас думал о будущем. Жилье - это то имущество, которое составляет наше наследство, и мы сможем оставить его своим детям, если сумеем сохранить и привести в порядок. Если жилье ухожено, цена на него постоянно растет - оно составляет капитал семьи. По правилам рынка - капитал обременный. Собственник обязан нести бремя содержания своего имущества в рамках общедолевой собственности и разделять ответственность за общее состояние дома и придомовой собственности. Пора уже научиться уважать чужую собственность. Бремя содержания должно быть соразмеримо капиталу. Соблюдение этого правила возможно в выстраиваемой системе ЖКХ.

В сложившейся ситуации жилфонд сможет развиваться благодаря одному из основополагающих законов рыночных отношений - конкуренции, и здесь не может быть монополиста. Как не должно быть и жесткого административного управления жилфондом. В итоге качество услуг ЖКХ должно формироваться из конкуренции управляющих компаний за получение заказа от собственника жилья на управление жилфондом и конкуренции подрядных организаций за получение заказа от управляющей компании на обслуживание жилья. Это принцип первый и он должен быть главенствующим в системе конкуренции, но никоим образом не должны рассматриваться принципы «откатов», иначе реформа скатится в предпринимательский беспредел.

Второй принцип. Реформа ЖКХ пойдет там, где муниципальные власти будут не просто заинтересованы в результате, но будут активно принимать непосредственное участие и оказывать реальную помощь всем участникам.

Третий принцип - нахождение компромисов на всех уровнях социальных и общественных отношений.

И самый главный - это четвертый принцип, где доверие, мораль, этика играют главную роль во взаимоотношениях между участниками реформ.


Худин В.Н.

Должность:
Президент НП «Центр Реформ ЖКХ Приморского края»
Сайт:
www.vladdom.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке