По данным департамента рыбного хозяйства администрации Приморского края, в 2004 году прибрежные квоты были освоены всего на 26%, в 2005 году – на 10%. Что же в действительности происходит в прибрежном рыболовстве и можно ли преодолеть кризис?

За ответом мы обратились к председателю совета директоров ЗАО «Фаско Рыбфлот» И.А. Ивановичу, который считает, что освоение ресурсов в нашей прибрежной зоне может быть, вопреки сложившемуся стереотипу, делом выгодным.


Рентабельная прибрежка

Надо понимать, что, прежде всего, нам необходимо собрать все раздробленные маленькие рыболовные компании под единым оперативным управлением и предоставить мощный источник финансирования. Для этого надо создать ФГУП («Дальрыбнацресурсы»). Можно, в частности, просто расширить функции «Приморрыбвода», ведь сейчас он «не у дел».

Финансирование должно идти либо от Минсельхоза, либо от Федерального агентства по рыболовству, либо от администрации Приморья (т.е. только через казначейство). Однако дотации нужны только на начальной стадии, причем в небольшом количестве – миллион рублей, потом ФГУП должно перейти на самоокупаемость. Бюджетный источник финансирования обеспечит некоторые затраты по компенсации топлива. Вся рыбопродукция будет поставляться на рыбоперерабатывающие мощности Приморья. Из них 70% выпускаемой готовой продукции планируется реализовывать с 10% прибылью, 30% по рыночной цене через рыбную биржу, созданную в структуре ФГУП, в том числе и по фьючерсным контрактам.

Назначение ФГУП – помочь рыбакам выбраться из образовавшеся экономической пропасти. Ведь когда было принято 704 правительственное постановление, из 147 заявителей только 39 компаний получили квоты на 5-летний срок. В результате бюджет края недополучил огромнейшие деньги. В ФГУП «Дальрыбнацресурсы» войдут те предприятия, у которых слаба материальная база, у которых нет оборотных средств на ремонт и т.д.

Сегодня очень остро стоит вопрос: где взять флот. Предлагаю объявить конкурс на аренду судов на условиях бербоут-чартера, тайм-чартера, сроком на 3-5 лет. Причем бербоут-чартер без права выкупа, а тайм-чартер с определенной посуточной арендной платой. Модернизация и ремонт судов, погашение бюджетной задолженности предприятию будет проходить путем перевозки денежных средств в счет будущих арендных платежей. При этом необходимо ограничить срок эксплуатации старых рыболовных судов восемнадцатью годами, после этого срока не выдавать разрешение на промысел.

Что же касается квот, то и этот вопрос вполне разрешим. Квоты надо выдавать «под киль», т.е. каждому судну. У нас сейчас нарушено право на предпринимательство. Ведь получается, что те, у кого есть квоты, имеют право на работу. Но если приходит новая компания, которая может купить судно, может его забункировать, то она не может выйти на промысел только потому, что у нее нет квот?!

Сегодня новой компании нет смысла выходить на рынок и покупать или строить суда, потому что нет механизма передачи движения долей. Конечно, нужно закреплять лимиты на 25 лет, но я считаю, что объемы должны распределяться не по компаниям, а по судам. Во-первых, закрепление квот на такой длительный период позволит резко увеличить капитализацию компаний, во-вторых, возрастет ликвидность судов. Помимо прочего, это позволит обновить флот. Те компании, которые имеют квоты, могли бы передавать суда с квотами, возможен вторичный рынок квот.

Перераспределение лимитов по истечении двух лет должно происходить только через ФГУП. В принципе, имеет смысл вернуться к старой доброй системе вылова рыбопродукции («Олимпийке») в счет имеющихся региональных квот, а также сократить до минимума квотируемые объекты промысла. При этом для «Дальрыбнацресурсов» в порядке эксперимента возможно сократить до минимума или вовсе отменить плату за биоресурсы.

Основными задачами федерального государственного унитарного предприятия станет обеспечение жителей Приморского края дешевой рыбой, решение экологических проблем, очистка акватории от браконьерских ловушек, бесхозных судов, патрулирование акватории. В результате будет создана мощнейшая организация, которая на приоритетных началах сможет участвовать во всех экологических грантах, научных программах ТИНРО-Центра, Росрыболовства, программах центра занятости по созданию рабочих мест. Одновременно это будет и инструмент борьбы с браконьерством. Ведь, как известно, лучшие правоохранительные органы в рыбалке – само бизнес-сообщество. Вся браконьерская продукция, орудия лова, браконьерские суда, будут реализовываться через ФГУП.

Сила этой организации в том, что она объединит все заинтересованные стороны, которые должны войти в структуру ее управления. Это представители Федерального Агентства по Рыболовству, Ассоциация РПП, администрация края, а также на постоянно действующей основе представители ФСБ, МВД, ПГМИ. Такая структура предприятия позволит уберечь его и от административного давления и произвола в море. Думаю, что каждое судно должно на своем борту иметь символ ФГУП, говорящий о сверхнадежности и добросовестности организации. Координация промысла в подзоне «Приморье» будет идти как на берегу, так и через начальника экспедиции.

Конечно, придется задействовать и возможности других организаций. Например, ТИНРО-Центру необходимо будет подготовить новый атлас морепродуктов по всем видам биоресурсов подзоны «Приморье». А совместно с ВНИЭРХ обеспечить внедрение и разработку биотехнологий с использованием рыбопродукции прибрежного лова, с получением государственного источника финансирования по программе оздоровления нации.

Однако, прежде всего, надо подготовить и внести соответствующие изменения в Госдуму и правительство. Ведь первый шаг в реализации этого проекта – грамотная, эффективная законодательная база. Именно такой – комплексный – подход позволит в итоге обеспечить рентабельное использование ресурсов, финансовую устойчивость, инвестиционную привлекательность предприятий.



Добавить комментарий

Войти через соцсети