ЗНАКОМЬТЕСЬ: МИХАИЛ ПАВИН


Родился в 1958 г. во Владивостоке. Закончил ДВВИМУ, работал механиком на судах ДВМП. С 1987 г. – свободный художник. Участник многочисленных групповых и персональных выставок, ярмарок, фотосалонов в России и за рубежом.


Известен как создатель самой длинной (2001 г.) и самой толстой (2004 г.) в России фотографий.
Преподавал рекламную фотографию в Академии искусств провинции Цзилинь, КНР, компьютерный дизайн в ДВГУ, Владивосток. Автор десятка фотофильмов, фотоклипов, видеоинсталляций (Москва, Новосибирск, Владивосток).


Идентификация в зеркале фотографии Владивостока

Вопросы идентификации Владивостока и самоидентификации его жителей не первый год являются основой дискуссий самого разного уровня, оставаясь при этом нерешёнными. Несмотря на это, коллективное бессознательное преображает окружающую среду, сокрушая отжившие стереотипы и создавая новые. Фотография, как самый объективный способ отображения действительности, может быть использована для мониторинга процессов развития имиджа города и хотя бы приблизительно определить вектор изменений. В истории развития города и его отображения чётко прослеживаются три периода, совпавшие с глобальными потрясениями.

Период первый, царский. Проблема идентификации отсутстствует. Владивосток – однозначно крепость, надёжная, долговечная, развивающаяся. Визуализация этой идеи вменена в обязанность в приказном порядке. Фотографии тех времён изобилуют военными кораблями на рейде, солдатами и матросами на улицах. Множество студийных фотопортретов дают нам собирательный образ граждан – предпринимателей, служащих, инженеров, чьи энтузиазм и трудолюбие обеспечили невероятную динамику развития города и края. Кроме ландшафтных особенностей и изобилия разного рода плавсредств, экзотичность облику города придавала китайская часть населения – образ, покинувший фотографию сразу после революции.

В советское время образ крепости трансформируется в более приземлённый образ базы тихоокеанского флота, образ матроса сливается с орудиями главного калибра полуабстрактного крейсера. Место предпринимателей занимают передовики производства в спецодежде, массовые застройки подаются как модель неизбежного рая. К 70-м годам окончательно вырисовывается новая имиджевая компонента – Владивосток становится городом рыбаков и моряков. Охваченный романтикой дальних странствий, я представлял себе город этаким громадным кораблём: телевизионная вышка – мачта, «Белый дом» – капитанский мостик, форты – орудийные башни, порт и заводы – машинное отделение, спальные районы – каюты и т.д. Развитие полноцветной полиграфии порождает видовую фотографию, демонстрирующую якобы заботу о чистоте окружающей среды.

Фотограф сегодня принципиально отличается от своего предшественника, он обладает немыслимой для XIX века техникой, невозможной в советском пространстве степенью свободы и несравненно более высоким уровнем визуальной культуры, что кардинально меняет подходы к фотографии вообще. Фотография становится искусством, фотограф фиксирует не только фрагменты окружающей среды, но и выражает своё отношение к ней. Фотография становится субъективной при всей её документальности.

Так, например, Глеб Телешов исследует феномен Владивостока посредством экспериментов с цветом, светом и атмосферными состояниями. Симптоматичным, с точки зрения отображения скрытых процессов, представляется мне фотоальбом Сергея Кирьянова «Владивосток», в котором отчётливо прослеживается тема интервенции. Образы иностранных военных моряков доминируют над отечественными «аналогами», а явно доброжелательное отношение к ним населения только подчёркивает их визуальное превосходство.

Аналогичная тенденция нового времени – интервенция масс-медийных образов в городскую визуальную среду посредством рекламы. Беспардонное вмешательство ее в архитектурные замыслы нескольких поколений нивелирует образ, приводя его к какому-то общему транснациональному знаменателю. Хорошей альтернативой образу захваченного города служит утопический образ, выведенный Сергеем Лицуковым на календаре компании «Транзит Север-Восток» за 2004 г. Более чем уместно используя средства компьютерной графики, он создал, ни много ни мало, планету Владивосток, гармоничную, оптимистичную и доброжелательную – чем не идеал города, где всем нам жить?

Два года назад я закончил серию фотографий «Вперёд, в прошлое!», имитировав старые поцарапанные чёрно-белые фотографии с обычными владивостокскими пейзажами и портретами, я тем самым предложил зрителю взглянуть на сегодняшний Владивосток глазами потомков, подобно тому, как мы разглядываем старый Владивосток. Эти фото можно увидеть в галерее «Арка» на Светланской, 5.

В творческих планах – используя методы съёмки и печати XIX века, попытаться перекинуть мостик в то время энтузиастов, когда Владивосток рос, как на дрожжах, когда у него было большое будущее, когда он был настоящей крепостью. Крепостью, которая защитит образ моего города-корабля, к бою и походу готового.



Добавить комментарий

Войти через соцсети