Выбираем бизнес-школу
В последние годы бизнес-образование оформилось в самостоятельную и успешно развивающуюся отрасль услуг. Одновременно с этим у потребителей возник острый дефицит в объективной информации, позволяющей сделать правильный выбор программ обучения. Ликвидировать дефицит призваны рейтинги бизнес-школ.
Прошедший год подарил нам несколько таких рейтингов. Причем содержание их иногда значительно отличается друг от друга. Так стоит ли ориентироваться на рейтинг?
Стоит, – считает директор бизнес-школы «Линк Текнолэджи» Дмитрий Копьев. «Линк Текнолэджи» является региональным центром института ЛИНК (партнера Открытого Университета Великобритании) – одного из немногих бизнес-школ, попавших во всех рейтингах на первые позиции.
Не надо забывать, – продолжает г-н Копьев, – что ежегодный оборот бизнес-образования в России составляет 200 миллионов долларов. За такие деньги стоит побороться, в том числе и с помощью рейтинга.
Однако, кроме заказного характера некоторых рейтингов, существуют и объективные трудности их составления. Составить качественный рейтинг невозможно без проведения обширных опросов и исследований того, каким потребностям пользователей должны отвечать программы бизнес-школ и показатели рейтингов. Это очень дорогостоящее мероприятие. И у нынешней составителей просто нет достаточных ресурсов на такую работу. Не случайно Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) вообще дистанцировалась от участия в любых рейтингах. Поэтому информацию рейтинга надо дополнить собственными исследованиями и попытаться оценить шкалу по собственным показателям.
При выборе показателей лучше руководствоваться чаяниями самих потребителей. Если образовательная программа бизнес-школы способна решать проблемы менеджера, значит надо выбирать эту школу, какое бы место в рейтинге она не занимала. Для того чтобы понять эти чаяния, обратимся к результатам исследования, проведенного в сообществе E-xecute:
Анализ результатов опроса позволяет сформировать, как минимум, две основные группы проблем, которые должна помочь разрешить бизнес-школа.
ПЕРВАЯ ГРУППА:
- повышение собственной статусности решается получением престижного документа.
К сожалению, традиционное университетское образование ориентировано на передачу знаний из одной головы в другую. Для работающего менеджера этого мало. Ему важно еще и научиться действовать сообразно с полученными знаниями. Например, в ЛИНКе это достигается за счет обмена опытом в Интернет-конференциях, совместного решения конкретных ситуаций на деловых играх, анализа своей рабочей ситуации в письменных работах, использования активных методов – мозговых штурмов, тренингов и др.
Важным аспектом является и соответствие знаний сегодняшним реалиям бизнеса. Вот, например, как выглядит реализация Линковской программы по менеджменту на изменения в мире бизнеса.
Какие изменения произошли за последние годы в мире менеджера? | Как отвечает программа ЛИНК «Менеджер-профессионал» вызову времени? |
Резко расширилось использование ИКТ-технологий. Информация становится стратегическим ресурсом организаций. | Особое внимание уделяется вопросам управления информацией. Около 20% занятий направлено на развитие навыков групповой работы в виртуальной среде. |
Важными ориентирами повышения конкурентоспособности стали улучшение качества услуг и создание брендов. | В программе значительное внимание уделяется вопросам создания систем управления качеством, даны основы бренд-менеджмента. |
Среда бизнеса стала более изменчивой, что влечет за собой структурные изменения в организациях, приводящие к расширению круга задач, решаемых менеджером и повышению его ответственности за реагирование на вызовы внешнего окружения. | Программа построена как целостная система, нацеленная на интегрированное изучение различных аспектов управления. В нее включен ряд концепций, которые связаны с ситуационным подходом и мягкими методами управления, которые позволяют решать слабо определенные задачи и вопросы «управления поверх границ». Ключевое место занимает концепция удовлетворения потребностей «заинтересованных сторон». |
Рост темпа изменений сделало время наиболее дефицитным ресурсом. | Продолжительность программы сокращена до 1 года за счет совершенствования технологии обучения. Виртуальная компонента и разбиение программы на 3-х месячные модули увеличивают возможности менеджера по управлению своим временем. |
Возросла нагрузка на менеджеров, приводящая к стрессам. | Гибкая и эффективная система поддержки студента сочетается с дружественной, личностно-ориентированной образовательной средой. |
Произошла интернационализация и глобализация бизнеса. | В программу введен ряд наиболее современных управленческих теорий. Программа соответствует международным стандартам и аккредитована AMBA и EFMD. |
Как следствие, возросли требования к квалификации менеджера. | Программа ориентирована на менеджеров, которым требуется более высокий уровень квалификации – в нее включен ряд тем, ранее входивших в программы более высокого уровня, что привело к возрастанию ее объема примерно на 15%. |
Образовательным ориентиром многих менеджеров стало получение степени МВА. | Большая интеграция содержания с программами уровня МВА позволяет получить степень МВА за более короткий срок. |