Роль центров трансфера технологий в развитии инновационной деятельности в регионе
И.Ф. Коршенко,
Г.П. Турмов – ДВГТУ
В Дальневосточном государственном техническом университете реализуются два инфраструктурных проекта:
- Центра трансфера технологий;
- Центра научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества с АТЭС.
Оба проекта реализуются в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.». Они являются воплощением инновационной политики, которую проводит Федеральное агентство по науке и инновациям.
Оба проекта реализуются на кооперативной основе. В кооперацию участников входят вузы, институты ДВО РАН, другие организации Приморского, Хабаровского краев, Сахалина, Москвы.
Последние несколько лет совместно с ДВО РАН, а также в рамках работы Совета по научно-технической и инновационной политике при Полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе проводим анализ инновационного потенциала региона, инвентаризацию инновационной инфраструктуры.
Эти исследования по открытым материалам выявили около 30 структур, в той или иной степени считающих себя элементами инновационной инфраструктуры:
- центры трансфера технологий;
- технопарки;
- бизнес-инкубаторы;
- инновационно-технологические центры;
- малые инновационные предприятия.
Все эти предприятия осуществляют свою деятельность в условиях конкуренции, в том числе и не всегда конструктивной.
Вместе с тем понятно, что эти структуры позиционируются в инновационном пространстве и могут функционировать в значительной степени дополняя друг друга, а не пересекаясь.
Неоднократно говорилось о существовании значительного инновационного потенциала в регионе. И это так. Однако тщательный анализ позволил выявить следующую картину. Качественная кривая ( с м . р и с . 1 ) является функцией количества разработок и степени их готовности к коммерциализации.
При довольно значительном количестве разработок, только 3-4% готовы к внедрению в производство и примерно 1-2% – готовы к продаже. Такое положение явно требует создания дополнительной инфраструктуры инновационного процесса.
Выявляются 2 зоны, в которых необходимо поддерживать трансфер:
- зона доводки разработки до производства, определяемая взаимоотношениями с производством (сектор B и C);
- зона продажи, определяемая взаимоотношениями с рынком (сектор D).
Соответственно различаются задачи поддержки трансфера в этих зонах. Задачи первой зоны:
- проведение НИОКР;
- создание малых инновационных предприятий;
- создание промышленных образцов;
- в значительной степени – внедрение разработки в производство или, иными словами, реализация на корпоративных рынках.
Инфраструктура поддержки трансфера в этой зоне – технопарки, бизнес-инкубаторы, ИТЦ. Наиболее яркий пример инфраструктуры этой зоны – ИТЦ «Приморье» ДВО РАН.
Во второй зоне создание коммуникативной среды взаимоотношений с рынком, финансовые, правовые, информационные аспекты трансфера. В этой зоне позиционируются центры трансфера технологий ( р и с . 2 ) .
Центр трансфера технологий в большей степени посредник на рынке инновационных разработок, чем структуры первой зоны. Его задача: анализируя сумму издержек конкретного бизнеса, в том числе и невысказанных явно и располагая возможностью привлечения интеллектуального потенциала, сформировать проект коммерциализации и реализовать его на первых порах в режиме прямого менеджмента. При этом проект коммерциализации должен быть адекватен правовым, маркетинговым, информационным и иным требованиям, особенно в случаях коммерциализации разработки на зарубежных рынках.
Центр трансфера технологий должен быть активным участником процессов создания в регионе системы инновационного финансирования, в том числе и рискового, процессов не только исследования, но и формирования рынков высокотехнологичных продуктов, технологий, услуг.
Для реализации своих функций ЦТТ необходимо использовать различные методы, в том числе и нетрадиционные – организация ролевых игр, круглых столов, переговорный процесс и т.п.
Именно таким образом определяется роль Центра трансфера технологий.
С этой точки зрения представляется целесообразным сформулировать ряд предложений:
- Поддержать усилия Роснауки по формированию сетевой структуры Центров трансфера технологий.
- Поддержать разработку общего для уже действующих и вновь создаваемых центров трансфера технологий информационного продукта в целях объединения информационного пространства трансфера и коммерциализации технологий.
- Поставить на территории Дальнего Востока в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» работ по созданию элементов инновационного, в том числе рискового финансирования.
- По мере развития и становления на территории Дальневосточного федерального округа элементов инновационной инфраструктуры объединить их в ассоциацию или на иной корпоративной основе.
- Реализовать на территории субъектов федерации ДФО идею формирования региональных фондов технологического развития, высказанную на заседаниях Совета по научно-технической и инновационной политике при полномочном представителе Президента Российской Федерации в ДФО.
В т о р о й и з п р о е к т о в – создание Центра научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России с АТЭС. Это также важный элемент инновационного процесса, ориентированный на реализацию трансфера российских технологий на рынках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Страны АТЭС формируют более 50% мирового ВНП (19,254 млрд. долл. США), свыше 41% объемов внешней торговли в мире, в них проживает более 1/3 населения планеты (2,6 млрд. человек). АТЭС – самый динамично развивающийся регион в мире, на который за последние 10 лет приходится 70% мирового экономического роста.
В последние десятилетия в АТР усиливались тенденции регионализации, интеграции, развития новых форм сотрудничества. Страны АТР достигли высокой степени экономического развития путем активного обмена товарами и капиталами как внутри, так и вне региона в условиях системы многосторонней свободной торговли в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сохранение и укрепление этой открытой торговой системы для устойчивого развития региона предопределило убеждение стран АТР о том, что региональное сотрудничество является важным инструментом ускорения социально-экономического развития каждой из стран.
Взаимодействие в таких областях, как транспортные и энергетические системы, телекоммуникации, защиты окружающей среды, способствует экономическому росту. В то же время несоответствие имеющейся у страны инфраструктуры служит препятствием для такого роста. Более того, важные компоненты инфраструктуры могут выходить за пределы государственных границ.
Одним из приоритетов в АТЭС на ближайшее время определено развитие экономики, основанной на знаниях. Для реализации этого приоритета, интенсификации научно-технического сотрудничества, стимулирования научно-технологического обмена между Российской Федерацией и странами-членами АТЭС, вывода наукоемкой российской продукции и услуг на рынки стран-членов АТЭС; повышения научной мобильности ученых по решению Федерального агентства по инновациям в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» создан Центр трансфера российских технологий и научно-технического взаимодействия с АТЭС.
Г о л о в н о й и с п о л н и т е л ь п р о е к т а – Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В. Куйбышева) ( р и с . 3 . ) . Впервые в регионе задача решена путем кооперации большого числа научных организаций (высших учебных заведений, академических и отраслевых институтов, банковских и промышленных групп).
Работа Центра в странах АТЭС реализуется через участников проекта (рис.4). В первую очередь взаимодействие будет осуществляться через Республику Корея, КНР, Индонезию, с распространением на другие страны-члены АТЭС. Приоритетными направлениями развития Центра предлагается избрать Японию, Королевство Таиланд – страны, динамично взаимодействующие с Россией по многим направлениям деятельности.
Центр создан, исходя из необходимости объединения усилий ученых-разработчиков, финансовых учреждений, предпринимателей, государственных органов и инновационных менеджеров по реализации инновационного потенциала вузов и научных центров России, в качестве субъекта, специализирующегося по продвижению на рынок стран-членов АТЭС инновационной продукции всей России.