Одно из основных направлений развития науки в Российской Федерации – ее интеграция в мировое научное пространство. Развитие международной научной кооперации, вывод наукоемкой российской продукции на мировые рынки является важным фактором, стимулирующим развитие российской науки и связанной с ней инфраструктуры.
В настоящее время Российская Федерация обладает конкурентоспособным на мировом уровне научно-техническим и инновационным потенциалом, наукоемкими технологиями, потенциально востребованными на мировом рынке, особенно в странах с экономикой, ориентированной на производство высокотехнологичной продукции и услуг. Одним из таких перспективных мировых рынков являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, практически все являющиеся членами форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество».


Международная научная кооперация

В последние десятилетия в АТР все более усиливались такие тенденции, как стремление к регионализации, интеграции, развитию новых форм сотрудничества. Страны АТР достигли высокой степени экономического развития путем активного обмена товарами и капиталами как внутри, так и вне региона в условиях системы многосторонней свободной торговли в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сохранение и укрепление этой открытой торговой системы для устойчивого развития региона предопределило убеждение стран АТР о том, что региональное сотрудничество является важным инструментом ускорения социально-экономического развития каждой страны в отдельности.

Взаимодействие по таким направлениям, как, например, развитие транспортных и энергетических систем, телекоммуникаций, человеческих ресурсов, защита окружающей среды, способствует экономическому росту. В то же время несоответствие имеющейся у страны инфраструктуры служит препятствием для роста. Более того, важные компоненты инфраструктуры могут выходить за пределы государственных границ.

Дальний Восток располагает огромными запасами разрабатываемых полезных ископаемых – угля, железных и полиметаллических руд, нефти, природного газа, занимает ведущее место в России по добыче алмазов, золота, олова, борного сырья, рыбы, морепродуктов, древесины. Кроме того, по прогнозным оценкам, недра шельфа дальневосточных морей содержат до 30 миллиардов тонн углеводородного сырья. На территории региона реализуются два из трех фактически работающих в стране соглашений о разделе продукции в сфере освоения нефтяных месторождений – «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Дальний Восток – это потенциально эффективный коммуникационный узел между соседними странами. Приграничное положение этой громадной территории, незамерзающие морские порты в сочетании с природными ресурсами и промышленным потенциалом создают благоприятные условия для международного сотрудничества, активного включения округа и России в целом в интеграционные процессы стремительно развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Большие перспективы обещает соединение Транскорейской железной дороги с Транссибирской магистралью. Планируемое строительство нефтепровода Сибирь – Тихий океан способно придать дополнительный импульс развивающемуся энергетическому диалогу между Россией и АТР.

Для интенсификации научно-технического сотрудничества, стимулирования научно-технологического обмена между Российской Федерацией и странами-членами АТЭС, вывода наукоемкой российской продукции и услуг на рынки стран-членов АТЭС; повышения научной мобильности ученых по решению Федерального агентства по инновациям в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» создан Центр трансфера российских технологий и научно-технического взаимодействия с АТЭС. Следует напомнить, что в настоящее время АТЭС объединяет 21 экономику АТР – ее участниками являются Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (является Специальным Административным Районом Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Россия (с 1998 г.), Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Страны АТЭС формируют более 50% мирового ВНП (19,254 млрд. долл. США), свыше 41% объемов внешней торговли в мире, в них проживает более 1/3 населения планеты (2,6 млрд. человек). АТЭС представляет самый динамично развивающийся регион в мире, на который за последние 10 лет приходится 70% мирового экономического роста.

Определяя причины, приведшие к появлению этого Форума, следует отметить, что в последние десятилетия в АТР все более усиливались такие тенденции, как стремление к регионализации, интеграции, развитию новых форм сотрудничества. Страны АТР достигли высокой степени экономического развития путем активного обмена товарами и капиталами как внутри, так и вне региона в условиях системы многосторонней свободной торговли в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сохранение и укрепление этой открытой торговой системы для устойчивого развития региона предопределило убеждение стран АТР о том, что региональное сотрудничество является важным инструментом ускорения социально-экономического развития каждой страны в отдельности.

Предметом деятельности Центра является создание и развитие в инновационной инфраструктуре России специализированного модуля трансфера разработок и знаний российских ученых в страны АТЭС в качестве единой инфраструктуры, способной:

  • объединить в общих рамках основных агентов инновационного цикла в странах-членах АТЭС на всем жизненном пути инноваций: от идеи – до реализации на рынке АТР,
  • повысить уровень научной мобильности ученых и разработчиков инноваций,
  • организовать контролируемый информационный обмен в научной среде АТЭС (СВА),
  • управлять процессом научно-технологического обмена, исходя из анализа и потребностей рынка стран-членов АТЭС,
  • создать институциональные (прежде всего финансовые) механизмы трансфера инновационных разработок,
  • обеспечить для всей сферы инновационного производства России выход на динамично развивающиеся рынки стран АТР.

Ни одно из этих условий до сих пор не соблюдались, что обусловило крайне незначительную экономическую результативность инновационных разработок и недостаточный уровень международного научно-технического взаимодействия.

  1. Незначительная в масштабах национального и регионального производства доля инновационного продукта, выведенного на зарубежные, в частности азиатско-тихоокеанские рынки, в значительной степени связана с тем, что до сих под не удалось в рамках единой ориентированной на конкретные рынки оргструктуры объединить интересы и усилия ученых-разработчиков, предпринимателей, кредитно-финансовых и государственных органов. Между тем исключение из технологической цепи производства инновационной продукции любого из данных структурных элементов принципиально понижает эффективность всего инновационного цикла. Предполагается, что именно Центр научно-технического сотрудничества России и стран-членов АТЭС позволит решить задачу интеграции усилий и интересов различных агентов инновационного цикла и аккумулировать совместно с региональным инновационным потенциалом соответствующий потенциал других регионов страны.

    Поскольку инновационный потенциал включает в себя не только собственно разработки и организации/лица их создавшие, но и производственные, рыночные, финансовые и иные институциональные элементы, таким образом будет создан Азиатско-тихоокеанский инновационный кластер с вектором приложения, направленным в АТЭС.

  2. До сих пор вопрос трансфера российских технологий за рубеж решался в основном исходя из инновационной идеи как отправного пункта. Тем самым нарушалась общая логика управления процессами, где исходным пунктом является проектирование конечного результата, чем в данном случае является рыночный коммерческий эффект. Сегодня возможности разработчиков значительно превосходят потребности рынка, в том числе и рынка АТР, более того креативные технологии позволяют целенаправленно решить практически любую рыночную проблему.

    В этой ситуации функция Центра научно-технического сотрудничества России и стран-членов АТЭС состоит в том, чтобы взять на себя задачу анализа рыночных потребностей АТР и обеспечение динамического взаимодействия субъектов инновационной деятельности, что сам по себе не может сделать ни один агент инновационного цикла, и целенаправленно влиять на креативную среду научных разработок.

  3. До сих пор в Дальневосточном регионе не созданы достаточные институциональные условия для инновационной деятельности. Ни один из субъектов федерации ДФО не принял законов об инновационной деятельности, отсутствуют венчурные фонды и другие финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности, отношения разработчиков и предпринимателей не обеспечены адекватной законодательной базой. Это в существенной степени сдерживает взаимодействие с зарубежными партнерами. Координацию решения всех этих задач должен взять на себя созданный Центр научно-технического сотрудничества России и стран-членов АТЭС.
  4. Трансфер технологий является сколько-нибудь эффективным при условии достаточно ёмкого рынка, на котором данная инновация позволяет получить временный монопольный эффект. Оба этих условия (ёмкость рынка и монопольный эффект) не могут быть реализованы при фактически сложившейся разобщенности национальных (региональных) разработчиков и производителей инновационной продукции. Положение инновационных производителей в ДФО является еще более сложным в силу малочисленности собственного населения и, соответственно, незначительной емкости рынка. Однако принципиальным преимуществом ДФО является близость интенсивно развивающихся рынков АТР (СВА). Для России выход с технологическими разработками и соответствующей продукцией на эти рынки является стратегически важным. Экспертные оценки позволяют предсказать, что по уровню развития креативных технологий (творческой индустрии) Россия способна опережать своих соседей в СВА, что в принципе обеспечивает ей инновационное присутствие на их рынках. Но реализуется эта возможность только при условии целенаправленной государственной политики.

Центр научно-технического сотрудничества России и стран-членов АТЭС при совместной деятельности с Дальневосточным центром трансферта технологий имеет возможность уже сегодня начать работу по завоеванию некоторых экономических кластеров рынков АТР.

Центр создан исходя из необходимости объединения усилий ученых-разработчиков, финансовых учреждений, предпринимателей, государственных органов и инновационных менеджеров по реализации инновационного потенциала вузов и научных центров России в качестве субъекта, специализирующегося по продвижению на рынок стран-членов АТЭС, инновационной продукции всей России.

Предусматривается, что Центр будет состоять из нескольких самостоятельных структур, объединенных между собой корпоративными связями. Создание каждой структуры осуществляется путем реализации конкретного проекта трансфера технологии на рынок АТЭС как структурообразующего. На фоне реализации проекта трансфера предполагается интенсифицировать мобильность научных кадров и повысить эффективность подготовки специалистов путем организации взаимных стажировок, рабочих контактов, вовлечения в процесс образовательных и управленческих инноваций, а также создать организационные основы центра, которые по окончании проекта трансфера будут использованы в дальнейшей практической работе.

Центр научно-технического сотрудничества России и стран-членов форума АТЭС решает следующие задачи:

  1. выработка согласованной научно-технической политики в рамках приоритетного для государств-учредителей организации направления научно-технического сотрудничества, определенного в межправительственном соглашении о создании организации, и ее реализация путем объединения научно-технических потенциалов, финансовых и материальных ресурсов государств-учредителей организации;
  2. определение основных направлений научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ по конкретным научно-техническим проблемам, представляющим взаимный интерес и обеспечение их выполнения в форме научно-технических программ и проектов;
  3. проведение согласованных мероприятий по развитию национальных научных потенциалов государств-учредителей организации;
  4. выполнение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ, а также обеспечение их выполнения другими организациями на договорной (контрактной) основе;
  5. информационное обеспечение проводимых работ, организация обмена научно-технической информацией, включая рекламу завершенных разработок;
  6. проведение работ по стандартизации и сертификации промышленной продукции, разрабатываемой и выпускаемой в этих государствах в соответствии с основными направлениями научно-технической деятельности центра;
  7. подготовка предложений по организации специализации и кооперирования производства для удовлетворения потребностей рынка государств-членов форума АТЭС и выхода на рынки других стран;
  8. подготовка, переподготовка и повышение квалификации ученых и специалистов;
  9. осуществление обмена учеными и специалистами;
  10. подготовка и проведение международных симпозиумов, конференций.


Добавить комментарий

Войти через соцсети