Учебно-научно-инновационный комплекс сформирован 12 июля 2002 г. по решению совместного заседания Ученого Совета, Попечительского Совета, Совета Ассоциации выпускников и друзей Дальневосточного государственного технического университета, проводившегося под председательством полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДВФО К.Б. Пуликовского, непосредственно курирующего данный проект. Имеющийся задел для развития эффективной инфраструктуры характеризуется учреждением учебно-научно-инновационного комплекса, созданного в форме ассоциации более 300 участников.

Войлошников Михаил Владиленович,д-р техн. наук,
профессор ДВГТУ, исп. директор НП «Тихоокеанский
УНИК(ум)», т/ф: (4232) 26-10-60, unikum@festu.ru


Реализация инновационной политики в рамках учебно-научно-инновационного комплекса ДВГТУ

Dля реализации идеи интеграции кластеров по отраслевым направлениям используется многоотраслевая структура базового технического университета. Для формирования территориальных компонентов университетского комплекса используются филиалы университета и региональные возможности участников ассоциации. На основе данного подхода создана Ассоциация образовательных учреждений «Дальнегорский образовательный округ ДВГТУ» в г. Дальнегорске, а также «Региональный университетский комплекс» на базе Арсеньевского технологического университета ДВГТУ.

Инновационный портфель УНИК в настоящее время содержит более 10 проектов (предложений), в том числе выполнявшихся в 2000-2003 гг. в рамках научно-технической программы Минобразования России «Инновационная деятельность высшей школы».

Инновационная политика в рамках НП «Тихоокеанская Ассоциация: учебно-научно-инновационный комплекс (университетская модель)» («Тихоокеанский УНИК(ум)») реализуется на основе ряда государственных и межвузовских программ: государственной научной программы «Университеты России»; межвузовской научно-технической программы «Разработка научных основ кадрового обеспечения инженерного образования в современных условиях»; программы Минобрнауки России «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»; межвузовской комплексной программы «Наукоемкие технологии образования»; Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база»; Федеральной программы развития образования по направлению «Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. значительную роль придает профессиональному образованию и его технической составляющей.

Можно выделить следующие основные тенденции развития профессионального образования:

  1. Международная производственно-ориентированная обстановка предполагает учет таких факторов: запросы потребителя; междисциплинарный подход при принятии решений; проектирование качественной, надежной, недорогой и технологичной продукции; консервация невозобновляемых ресурсов; охрана окружающей среды; международная кооперация, следование этическим нормам делового сотрудничества.
  2. При подготовке и расстановке технических специалистов необходимо придерживаться определенных пропорций (например, 1 : 2 : 8 : 14 для соотношения: научные работники – специалисты с высшим профессиональным образованием – средним профессиональным – начальным профессиональным).
  3. Профессиональное образование должно быть непрерывным «через всю жизнь» (Кельнская хартия «пожизненного образования»), что рассматривается как «инвестиции в будущее». Сейчас это определяется такими факторами, как:
    • наращивание темпов технологического прогресса;
    • неизбежные проблемы в базовой подготовке, как из-за специфики прикладной составляющей, так и темпов развития знания;
    • системная целостность образовательных ступеней;
    • вынужденная потребность в знаниях по смежным областям, особенно с приобретением практического опыта и карьерными устремлениями;
    • естественная мотивация продления эффективной профессиональной жизни человека.
  4. Признанные достоинства Российского инженерного образования (основательная подготовка в математике и в основных технических предметах) должны быть дополнены методологией творческого применения прикладных знаний, бизнес-образованием и развитием предпринимательских качеств, а также способностью «работать в команде».
  5. Осмысление роли специалиста с высшим техническим образованием в конце ХХ века привело к трактовке «инженерного дела как науки и как искусства практического применения научных знаний в области планирования, разработки, проектирования, производства, сбыта и технического обслуживания продукции». Сегодня как никогда нужны профессиональные инженеры, мыслящие коммерческими категориями, красноречивые, умеющие убеждать, обладающие гибкостью ума и непредвзятым взглядом на вещи, ни в чем не уступающие лучшим в мире специалистам.
  6. Гуманитаризация технического образования и повышение социальной роли вузов как региональных культурных центров.
  7. Особая роль университетов как вузов специфического статуса, «первейшая миссия которых в XXI веке – в их уникальной жизнестойкости, способности устанавливать и постоянно поддерживать паритет между традициями и инновациями».

На основе этих тенденций развития технического образования сформулированы направления реализации инновационной политики в рамках УНИК(ум):

  1. Инновационный подход – ориентирован на решение социально-технологических задач России на основе активизации инновационной деятельности.
  2. Системно-проектный подход – используется как основа менеджмента. УНИК(ум) можно характеризовать как социально-экономическую систему открытую, большую и сложную, относительно самостоятельную, комплексную, дискретную, вероятностную. Главная задача – формирование целостной развитой среды, необходимой для реализации инновационного подхода с возможным выделением 3-х подсистем: научно-образовательной, научно-технологической и социально-культурной (рис. 1).
  3. Интеграционный подход – как развитие системного подхода в части обеспечения взаимосвязанности частей в единое целое, предполагает углубление взаимосвязи и взаимозависимости компонентов УНИК(ум), их объединение на основе согласованных правил и норм.
  4. Региональный подход – предопределен общей ориентацией геополитического развития России, государственной политикой и стратегией регионализации, обусловленной реформированием всех сфер жизни общества, переходом к рыночной экономике и делегированием многих полномочий центра на места.

Регионализация образования выступает фактором не только социально-культурного, но и социально-экономического развития регионов.

Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) представляет собой особый полигон для изучения и осмысления практики регионализации. Вместе с Забайкальем (зона образовательной координации по заданию Минобразования России) его территория составляет 41,1% от площади Федерации с населением около 6,5% населения страны и объемом валового регионального продукта (ВРП) 6% общероссийского ВВП.

На территории ДВФО действуют 39 государственных гражданских и военных вузов, более 20 филиалов ведущих вузов страны и 22 негосударственных вуза. Здесь 35 научных учреждений ДВО РАН, более 25 отраслевых НИИ, около 50 специализированных КБ различного профиля. Научно-производственная деятельность осуществляется преимущественно в интересах сырьевого обеспечения России и ближайших соседей, а также ВПК.

В общей численности исследовательского персонала доля кандидатов и докторов наук выше среднероссийского уровня. По отношению к численности населения уровень концентрации науки и высшего образования в ДВФО один из самых высоких в Азиатской части России (в Приморье 8 человек из 1000 жителей заняты в сфере науки либо высшего образования), причем за последние годы научный потенциал удалось не только сохранить, но и качественно реструктурировать.

Учредителями, членами и участниками Ассоциации выступают: 90 учреждений образования; 70 промышленных предприятий; 25 территориальных федеральных органов государственной власти; 20 муниципальных образований; 35 академических и отраслевых научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских организаций; 30 общественных, социально-культурных и финансово-кредитных учреждений.

Базовый региональный вуз УНИК(ум) – ДВГТУ, имея достаточную историю, признанные научные школы и большой опыт деятельности по координации исследований в области естественных и технических наук, управления высшим техническим образованием и учебно-методической работой вузов в районах Дальнего Востока и Забайкалья, в течение более 10 последних лет работает над моделью создания единого образовательного пространства и формированием соответствующей управленческой структуры.

Комплексный характер (развитая многоуровневая, отраслевая и территориальная структура) Дальневосточного государственного технического университета позволяет ему являться интеграционным ядром, вокруг научно-образовательной деятельности которого осуществляется объединение сопряженных видов деятельности многих учреждений, организаций и предприятий, отношения между которыми строятся на различной организационно-правовой основе.

Комплексная структура УНИК(ум) ориентирована на определенный этап «жизненного цикла», конкретную ситуацию места и времени, умеренную иерархичность и децентрализацию полномочий.

Верхний уровень (президент и попечительский совет) ответственен за стратегию развития, дефицитные ресурсы и оценку результатов. Структурные подразделения имеют оперативную независимость. Принципы корпоративного управления должны строиться с учетом преодоления диалектического противоречия основных подсистем УНИК(ум):

  • учебной (некоммерческой, в основном функционирующей по правилам образовательного менеджмента);
  • научно-технической (связанной с созданием и коммерциализацией технологий, функционирующей по правилам инновационного менеджмента). Проблемные задачи: коммуникации, преодоление отличий и прогнозной неопределенности развития («опережающих» знаний), целевая мотивация участников. Целями деятельности в рамках инновационной политики УНИК(ум) являются:
  • обеспечение цивилизованного пути к профессиональному успеху через образованность и культуру;
  • формирование арсенала гибких образовательных технологий, интегрирующихся с промышленными, информационными, деятельностными, социальными технологиями, приобретающими все более инновационный характер;
  • обеспечение кадровой политики по поддержке перехода страны на инновационный путь развития;
  • построение региональной системы непрерывного многоуровневого образования;
  • формирование условий для реализации в Дальневосточном регионе полного инновационного цикла – от фундаментальных научных исследований до производства и передачи в промышленность и социальную сферу наукоемких технологий и готовой продукции;
  • повышение на этой базе качества подготовки специалистов;
  • расширение масштабов подготовки кадров и повышения уровня дополнительного профессионального образования.

Для достижения целей в рамках инновационной политики УНИК(ум) решает следующие задачи:

  1. Разрабатывает и внедряет в учебный процесс сопряженные образовательные программы для сокращения сроков обучения студентов и слушателей образовательных учреждений – членов УНИК(ум).
  2. Способствует:
    • объединению методических, информационных, библиотечных, кадровых и материально-технических ресурсов учебного процесса в рамках единого образовательного пространства региона;
    • созданию совместных лабораторий и базовых кафедр в научных, проектных, конструкторских организациях и на производственных предприятиях;
    • организации совместных баз практик.
  3. Совместно с федеральными, окружными, краевыми и муниципальными органами управления системой образования формирует государственный заказ на подготовку специалистов и реальное распределение их в регионе.
  4. Обеспечивает развитие интеграции системы инженерно-технического образования в регионе с научными учреждениями ДВО РАН.
  5. Создает и развивает инфраструктуру инновационной деятельности: технопарки, инновационно-технологические центры, инкубаторы технологического бизнеса, центры сертификации, лизинговые и патентные агентства, экспериментальные полигоны и т.п.
  6. Обеспечивает взаимодействие членов УНИК(ум) для реализации полного инновационного цикла, включая организацию серийного выпуска продукции.
  7. Организует и обеспечивает функционирование на территории ДВФО особой экономической зоны для повышения качества и конкурентной способности продукции, работ и услуг предприятий, организаций и учреждений региона.
  8. Создает и обеспечивает функционирование на территории ДВФО единого образовательного пространства для целей:
  9. полного и качественного обеспечения промышленной, экономической и социальной сферы региона квалифицированными кадрами;
  10. удовлетворения спроса населения на образовательные услуги многоуровневой системы общего, профессионального, дополнительного и послевузовского образования;
  11. построения системы многоуровневого образования различных видов и технологий.
  12. Распространение на членов УНИК(ум) налоговых, административных, социальных, таможенных и иных льгот, предоставляемых в порядке реализации эксперимента, решениями Правительства Российской Федерации, уполномоченных министерств и ведомств, субъектов Федерации и органов муниципального управления в сфере деятельности Партнерства.
  13. Юридические, организационные, финансовые, инжиниринговые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги преподавателям, аспирантам, студентам, слушателям, ученым, проектировщикам, конструкторам, инженерно-техническим и иным работникам организаций, учреждений и предприятий – членов УНИК(ум).
  14. Научные и деловые контакты в Российской Федерации, международную деятельность, экспертизу и конкурсный отбор инновационных предложений, программ, проектов, имеющих научно-технический и инновационный потенциал, а также направленных на реализацию образовательных услуг на основе новых информационных и передовых педагогических технологий.
  15. Продвижение на международный рынок наукоемкой продукции членов УНИК(ум).

Основными направлениями формирования современной научно-инновационной и образовательной среды в рамках инновационной политики УНИК(ум) определены:

  • передовые технологии для промышленности,
  • рациональная переработка ресурсов и охрана природы,
  • перспективные материалы.

Научно-исследовательский комплекс ДВГТУ – стартовая основа инновационной деятельности УНИК(ум). В университете трудятся ученые из 9 институтов РАН, в т.ч. 3 академика и 4 члена-корреспондента РАН, 3 члена-корреспондента РААСН, 114 членов российских, международных и национальных общественно-профессиональных академий, 45 заслуженных деятелей и работников РФ (в том числе, 7 заслуженных деятелей науки РФ), 4 лауреата государственных премий Президента и Правительства РФ. Двадцать два сотрудника ДВГТУ являются лауреатами российских именных и международных премий, один – лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.

Интенсивное развитие научных школ, значительные объемы и масштабы научно-исследовательских работ позволили ДВГТУ стать ведущим центром Дальневосточного региона по фундаментальным и прикладным исследованиям в приоритетных областях науки и техники. Кроме того, в структуру УНИК(ум) входит Приморский фонд поддержки научных инноваций, научно-технический центр “Производственные технологии”, аналитический центр коллективного пользования для решения задач экологического контроля и мониторинга, Академия малого и среднего бизнеса, Международный научно-учебный центр (Россия, Япония, Корея, Китай) в г. Чанчунь. В инфраструктуре научно-инновационной деятельности УНИК(ум) ведущее место занимает группа крупных предприятий Дальневосточного региона, в числе которых можно выделить ОАО “Приморскуголь” как пример опорного предприятии для развития топливно-энергетического кластера УНИК(ум), Дальневосточный завод “Звезда” – для судостроительного кластера.

В структуре УНИК(ум) на базе ДВГТУ работает несколько Дальневосточных региональных координационных центров, в частности:

  • центр координации и экспертизы научных исследований (ДВРЦКЭ), центр новых информационных технологий (ДВРЦНИТ),
  • учебно-методический центр (ДВ РУМЦ).

Специалистами координационных центров в рамках УНИК(ум) по заданию администрации Приморского края разработана комплексная программа развития топливно-энергетического комплекса и ведется разработка стратегических программ развития промышленности, социальной сферы и морехозяйственной деятельности, а также, краевой целевой программы по обращению и переработке промышленных и бытовых отходов.

Потенциал научно-инновационной работы УНИК(ум) в значительной степени связан с активным участием в ней студентов, аспирантов и молодых ученых.

В блоке задач по развитию образовательной среды УНИК(ум) выполняется ряд важнейших проектов, в том числе:

  • разработка модели университетского округа многоуровневого инженерного образования в субъекте Российской Федерации на базе ДВГТУ;
  • совершенствование механизма управления системой высшего образования на региональном уровне на примере координирующей деятельности ДВРУМЦ;
  • учебно-инновационный комплекс разработки технологий устойчивого развития Дальневосточного региона на базе Института инженерной и социальной экологии ДВГТУ и ДВО РАН;
  • мониторинг образовательной и научно-технической деятельности вузов на основе сотрудничества высшей школы и межрегиональной ассоциации субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.

Внешней средой для УНИК(ум) являются федеральные, региональные и муниципальные властные структуры, министерства и ведомства, в т.ч. Минобразования РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, российские и зарубежные вузы, довузовские образовательные учреждения и научно-исследовательские организации, в т.ч. РАН, российские и зарубежные промышленные предприятия, сферы бизнеса и культуры, социальная сфера, российское и зарубежное сообщество – как физические лица, так и общественные организации, ассоциации, фонды и т.п.

В настоящее время Дальневосточным региональным центром новых информационных технологий при ДВГТУ разработана концепция информационной инфраструктуры УНИК(ум) и проводится работа по формированию его информационно-сетевой среды.

Концептуальные принципы образовательной деятельности в рамках инновационной политики УНИК(ум):

  1. Принцип консолидации. УНИК(ум) несет миссию консолидирующей силы производственного потенциала, представителей деловых кругов и местного самоуправления, содействуя гражданскому союзу и реформированию экономики.
  2. Принцип общественного предназначения. Возвращение системе образования ее культурно-творческого предназначения, направленного на подготовку интеллектуальной элиты, подлинной интеллигенции (в т.ч. технической), сочетающего демократизм, профессионализм, духовность, интернационализм и национальное достоинство.
  3. Принцип гуманизации и гуманитаризации технического образования. Создание направлений подготовки специалистов социально-экономического, гуманитарного, естественнонаучного профилей и искусства с целью интеллектуального взаимного обогащения гуманитарной и технической составляющей комплексной системы образования.
  4. Принцип кадрового сопровождения инновационного развития региона. Нацеленность инженерно-технического персонала и звена высококвалифицированных рабочих в системе образования на развитие и научно-техническое обновление регионального производства, преодоление “технологических разрывов”.
  5. Принцип многоуровневой системности. Модернизация системы технического образования путем последовательного перехода к гибкой и динамичной многоуровневой системе, предоставляющей возможность жителям ДВФО получать уровень образования, профессии и квалификации в соответствии с их потребностями и возможностями – по всей цепи от профильного общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования до уровней магистра, кандидата и доктора наук.
  6. Принцип непрерывности образования. Предоставление всего комплекса форм основных образовательных программ (очное, очно-заочное, заочное обучение и экстернат), системы открытого образования с использованием технологий дистанционного обучения, программ ускоренного профессионального образования, широкого спектра программ дополнительного и послевузовского образования для получения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
  7. Принцип технологического инжиниринга. Построение инженерной подготовки специалистов, бакалавров и магистров техники и технологии в соответствии с концепцией “инжиниринга” с сохранением и развитием лучших традиций отечественной инженерной школы.
  8. Принцип профессионально-уровневой интеграции. Предполагает интеграцию (уровневую сопряженность) профессионально-образовательных программ от довузовского до послевузовского уровней, системно ориентированных на целевые технологии, в рамках которых формируются специалисты-профессионалы новой генерации, а также мотивируется и обеспечивается непрерывное профессиональное образование и кадровая поддержка технологий.



Добавить комментарий

Войти через соцсети