«Художник – это не профессия,
не увлечение – это состояние души»
Р. Тушкин

Ретроспективный показ произведений Рюрика Васильевича Тушкина не оставит равнодушными ни зрителей, ни коллег-художников. Здесь представлены все основные жанры, в которых работает автор: и композиция, и портрет в разных его ипостасях – автопортрет, двойной портрет, «разноликий портрет».

Непростыми, неоднозначными предстают в картинах художника человек и мир, в котором он существует. В так называемых «разноликих» портретах можно увидеть не просто разные проекции лица, но и выражение различных настроений, душевных состояний, а иногда и возрастов человека.


Рюрик Тушкин

К 8 0 -Л Е Т И Ю С О Д Н Я Р О Ж Д Е Н И Я

Значительная часть творчества художника – автопортреты, которые встречаются и в сюжетных композициях. Обращает на себя внимание такая особенность: среди портретов Тушкина очень мало конкретных людей (Александр Городний, Виктор Шлихт, Владлен Камовский), в основном это характеры, типажи в предлагаемых обстоятельствах. Автопортреты же легко узнаваемы, в какие бы нелепые, смешные или трагические ситуации он их ни помещал. Искусствовед Марина Куликова объясняла это «обнаженностью души художника». Я бы назвала это иначе: препарирование собственного «Я» в назидание людям. Ведь под обнаженностью души мы понимаем ее природную открытость, незащищенность. А Рюрик Васильевич – явный интроверт, человек закрытый, не очень доверчивый, немногих подпускающий к себе. И тем не менее, в своих работах он переступает через особенности собственной личности, фигурально выражаясь, рассекает защитную оболочку, раскрывает потайные уголки своего сознания, свои несбывшиеся чаяния, надежды, свои разочарования, сооружая из всего этого некое послание человечеству. Особое место занимают в творчестве автора «двойные» портреты. Обычно это мужчина и женщина, сидящие рядом, близко, но в то же время каждый сам по себе. Пронзительно чувствуется в них желание слияния, гармонии и… – недостижимость ее в мире, напрочь лишенном этой самой гармонии.

Самая, пожалуй, главная черта Тушкина-живописца – истинная свобода творчества: он без тени сомнения, без оглядки на свой возраст и положение мэтра, пробует все, что его привлекает, не боясь, что у него не получится, что его не поймут, раскритикуют. Именно в этом, на мой взгляд, кроется секрет успеха мастера. Бросается в глаза использование повторяющихся изображений-символов в картинах Тушкина: рыбы, кубик Рубика, легко трансформирующийся то в шахматную доску, то в лоскутное одеяло, то в крону дерева. Изображение рыбы – один из наиболее распространенных во всем мире и многозначных символов (плодородия, Иисуса Христа, крещения, счастья, божественной трапезы).

Кубик Рубика – весьма популярная в 1980-е годы головоломка, такой же знак времени, каким в наши дни являются компьютерные игры – символ соответствия общепризнанному интеллектуальному уровню в понимании простого обывателя.

Высокое и низменное, фантазии и реальность, смешное и трагическое переплелось и в темах картин Рюрика Васильевича Тушкина, и в способах их пластического воплощения. Дар его – не «ласкать», но «корябать», – перефразируя С. Есенина, – души зрителей, что не очень приятно, но совершенно необходимо для духовного роста человеческой личности. Те, кто ждут от искусства отдохновения, развлечения, будут разочарованы, посетив выставку. Однако с некоторыми из них может случиться то же, что и со мной четверть века назад, когда я впервые увидела картины Рюрика Тушкина, и они вернутся сюда, в залы Приморского отделения Союза художников, и окунутся в оригинальный образ мира, который можно отвергать или принимать, но равнодушно пройти не получится.



Добавить комментарий

Войти через соцсети