Для инновационной деятельности требуется равная конкурентная среда. В то же время, внимание к инновационной деятельности и стимулирующее участие государства необходимы, прежде всего, для минимизации коммерческих рисков в инновационных проектах, что должно побуждать интерес предпринимателей к этой деятельности.


Было бы неверно думать, что участие органов государственного управления в инновационной деятельности заключается в создании для отдельных предпринимателей конкурентных преимуществ, увеличивающих их неидентифицируемый нематериальный актив.


Напротив, необходимая для инновационной деятельности минимизация коммерческого риска, которая может реализовываться деятельностью органов государственного управления, в значительной степени связана с равенством условий для предпринимателей и с равными правовыми гарантиями.


Войлошников Михаил Владиленович, д-р техн. наук, профессор ДВГТУ,
исп. директор НП «Тихоокеанский УНИК(ум)», т/ф: (4232) 26-10-60, unikum@festu.ru


Роль государства по сдерживанию рисков инвестирования в инновационные проекты

Создавая предпринимателям и другим участникам инновационной деятельности гарантии стабильности, органы государственного управления, представляющие остальную часть населения, достигают собственного результата в форме особой общественной пользы в инновационной деятельности.

Общественная польза инновационной деятельности по большей части состоит в том, что открывается возможность экономического роста усилиями предпринимателей, стремящихся к повышению стоимости совокупностей инвестируемых активов, и усилиями производителей интеллектуальной собственности и нематериальных активов без ущемления социальных интересов в других слоях населения.

Кроме того, открывается дополнительная возможность накопления ресурсов для продолжения социальных преобразований и возможность накопления потенциала строительства гражданского общества на основе роста среднего материального достатка.

Причем иные пути экономических преобразований, менее перспективны, чем инновационная деятельность. При иных обстоятельствах мотивы предпринимателей направляются не в повышение стоимости инвестированных активов за счет производства нематериальных активов, а в повышение прибыли с активов, не реинвестируемой в активы и выводимой в форме финансовых активов в условиях значительных коммерческих рисков и экономической нестабильности.

Нужно заметить, что в отличие от интересов к инвестированию в реальные активы при осуществлении инновационных проектов возможные иные предпринимательские интересы – к прибыли, выводимой в финансовой форме, содержат противоречия с точки зрения социальных перспектив и могут нанести ущерб всем сторонам.

Предпринимательские интересы к максимизации прибыли при отсутствии возможности удовлетворения интересов в повышении стоимости активов могут трансформироваться или к минимизации затрат, при этом пострадает покупательная способность населения и, в конечном счете, снизятся доходы предпринимателей, что противоречит их текущим интересам к повышению прибыли, или к максимизации доходов, при этом возникнут тенденции перерасхода ограниченных ресурсов, что снизит общую стоимость активов.

Т.е. выведение прибыли в финансовой форме происходит за счет снижения стоимости совокупности активов и трансформирования реальных активов в финансовую форму, что означает тенденцию сворачивания производства.

Преодоление обсуждаемого противоречия, соответствующего мотивам предпринимателей в условиях повышенных коммерческих рисков по выведению финансовых активов и сопровождающегося сворачиванием производства, может быть осуществлено только средствами инновационной деятельности, т.е. при условии, что в конечном счете прибыль инвестируется в реальные активы. Причем в данном направлении исключительное значение имеют действия органов государственного управления по минимизации рисков.

Создание участникам инновационной деятельности со стороны органов государственного управления гарантий коммерческой стабильности и привлечение на этой основе предпринимателей к инновационной деятельности может осуществляться по многообразным направлениям. Стоит назвать примеры направлений содействия инновационной деятельности со стороны органов государственного управления, не претендуя на систематический характер представленных примеров.

Развитию инновационной деятельности традиционно способствует защита интеллектуальной собственности государством, которая строится на основе экспертизы интеллектуальной собственности на предмет возможности ее защиты и на основе процедуры оформления интеллектуальной собственности. Т.е. коммерческие риски в инновационной деятельности могут быть существенно снижены посредством совершенствования экспертной деятельности, в том числе, усилиями органов государственного управления.

Позитивное влияние на развитие инновационной деятельности, безусловно, оказывает достаточный уровень государственного финансирования научных организаций и профессионального высшего образования. При этом наполняются рынки предложения квалифицированного труда и интеллектуальной собственности, что в совокупности способствует производству нематериальных активов при инвестировании в инновационные проекты.

Причем помимо достаточного финансирования научных организаций и профессионального высшего образования со стороны государства требуется, очевидно, контроль, как в плане гарантий качества научной деятельности и профессионального высшего образования, так и в целях создания в системе науки и образования профессиональной конкурентной среды.

Содействие органов государственного управления инновационным проектам при инвестировании в недвижимость в значительной степени связано с разработкой генеральных планов застройки. Если экономически обоснованные планы застройки доступны предпринимателям, то данное обстоятельство существенно снижает риск инвестирования в недвижимость.

Коммерческий риск инвестиций снижается, если действуют обоснованные программы социально-экономического развития территориальных образований и отраслей, доступные участникам инновационной деятельности. При этом возникает приверженность предпринимателей к инвестированию в реальные активы, т.е. к осуществлению инновационных проектов.

Во всех обстоятельствах риски инвестирования в реальные активы снижаются при условии открытости информации экономического характера и доступности этой информации предпринимателям.

Риски также снижаются, а интерес предпринимателей к инвестированию в реальные активы растет при устойчивости действующих нормативов и при ограничении активности в плане законотворчества в области коммерческих интересов предпринимателей, осуществляющих инновационные проекты. В то же время, для снижения коммерческих рисков требуется неукоснительное соблюдение участниками инновационной деятельности действующих законов, и в этой части также определяющей является роль органов государственного управления.



Добавить комментарий

Войти через соцсети