Инновационные преобразования, направленные на производство нематериальных активов (как используемой в экономике интеллектуальной собственности, так и неидентифицируемого нематериального актива – гудвилла), являются одним из глобальных факторов социально-экономического развития. Нужно сказать, что нематериальный актив, который в современной экономике равен обычно от 10 до 50% совокупной стоимости предприятий, имеет в основной части неидентифицируемый характер, а его наиболее важным источником является система прикладной науки и образования, наполняющая общество квалифицированными кадрами и поддерживающая достаточно высокий уровень профессиональной подготовки.


Социально-экономическая роль прикладной науки и профессионального образования в структуре глобального общества

В то же время нельзя, видимо, оценивать общие инновационные тенденции только с позиций прикладной экономики, основным объектом которой является предприниматель в совокупности его качеств, а надо взглянуть на предмет с глобальных позиций. То есть инновационные преобразования, являющиеся для каждого отдельного предприятия ценными как самоцель, с точки зрения общего социально-экономического развития выступают частичной целью, а их перспективы предопределены ориентацией на задачи общественного прогресса.

Следует отметить, что роль прикладной науки и профессионального образования касается многих социально-экономических аспектов, а не только экономического повышения стоимости активов. Поскольку в печати достаточно внимания уделяется роли прикладной науки при создании интеллектуальной промышленной собственности, а также производству неидентифицируемого нематериального актива, т.е. освещению частных вопросов, хотелось бы проанализировать общие перспективы.

Прежде всего нужно отметить, что система прикладной науки и образования является самым важным фактором развития демократического общества, которое на следующих этапах закономерно преобразуется в глобальную форму. Система науки и образования создает первый из двух неотъемлемых компонентов общественного уклада – субъекта общественных отношений, учитывая, что вторым компонентом является социальная структура, осуществляемая как развитие системы отношений между демократическим государством и просвещенными гражданами.

Изменения в современном мире, в том числе внутри национальных границ и в международных взаимоотношениях, в значительной степени связаны с научно-техническим прогрессом и с перспективами глобализации на различных уровнях. В процессе социального развития и строительства бесклассового гражданского общества государство постепенно утрачивает свои функции как инструмент защиты прав и свобод, поскольку ослабевают классовые противоречия, являющиеся причиной возможных нарушений прав и свобод. Положительным последствием является снижение уровня социального насилия, источником которого государство является так же, как и источником прав. Происходит унификация национальных общественных укладов. Унификация идет и шла прежде по направлению формирования сходного по устройству демократического общества. Причем, важно, что в различных государствах обнаруживается сходство в подходах к пониманию принципов устройства гражданского общества.

При отсутствии различий в классовом устройстве утрачивают политическое значение, а во многих случаях ликвидируются сложившиеся государственные границы. В частности, ослабляются и отпадают ограничения в сфере перемещения информации через политические границы, граждан, капитал (в денежной или имущественной форме). Поскольку политические границы являются результатом трансформации границ между классами, представленными внутри граничащих государств, можно считать, что переход по мере глобализации к бесклассовому общественному устройству, в общих чертах сходному в различных государствах, ликвидирует причины, которыми обусловлены политические границы. Обособленные нации добровольно идут на частичную передачу суверенитета, объединяясь в международные организации и союзы, которые способны предоставить гражданам больше прав и свобод, чем отдельные государства. При этом отдельные государства добровольно передают часть собственных суверенных функций в международные объединения, оставляя за собой незыблемым только право на самоопределение, реализуемое в форме глобализации, т. е. в форме передачи остальных прав.

Правовая система, основанная на государственных гарантиях свобод и прав, среди которых центральное место занимают имущественные права (поскольку менее распространено посягательство на иные права, кроме имущественных прав), сама по себе не приводит к формированию современного демократического государства и к накоплению материальных благ. Нужно поддержание достаточного количества благ по мере расходования, что может быть осуществлено только в обществе, состоящем из образованных и высокопрофессиональных свободных собственников. Этим и обусловлена актуальность государственной функции защиты имущественных прав.

Помимо необходимых для демократического уклада предпосылок, к которым относится закрепление свобод и прав, в составе достаточных предпосылок предполагается, что общество достаточно развито в научном отношении, в плане образования и с профессиональной точки зрения. Требуется высокая квалификация производителей, основанная на достижениях прикладной науки.

Роль прикладной науки и профессионального образования в демократически устроенном (доглобальном) обществе состоит, таким образом, в том, что формируется высокий культурный уровень общества, которое нуждается в демократических правах и свободах. Другими словами, система науки и образования создает субъект социальных отношений в демократическом обществе.

Хотелось бы пояснить с социально-экономической точки зрения замену имущественного признака классовой принадлежности по мере развития демократического уклада, прогресса в сфере науки и образования и по мере накопления материальных благ, что тесно взаимосвязано.

В процессе накопления материальных благ и в связи с ограниченными возможностями человека в плане их потребления закономерно уменьшается отношение объема потребления к объему накопления. Можно сказать, что при достаточно высоких темпах накопления в обществе происходит отрыв уровня потребления от классовой принадлежности гражданина по имущественному признаку. То есть в высокоразвитом с экономической и иных точек зрения обществе граждане при различном социальном статусе потребляют соразмерное количество материальных благ.

С другой стороны, не ограничены возможности потребления человека в духовной сфере, включая эстетические, профессиональные и другие интересы личности вне материальной сферы. Причем условием роста потребления духовных ценностей и смещения приоритетов потребления от материальной сферы является высокий уровень просвещения граждан. Максимальное удовлетворение духовных интересов приносит творческая активность, включающая, наряду с формами профессионального творчества (прежде всего научного), деятельность наиболее состоятельных граждан по управлению той частью их материальной собственности, в отношении которой они ввиду насыщенности не реализуют возможности потребления и вывода из обращения по мере расходования. Получается, что состоятельные граждане фактически являются менеджерами, распоряжающимися собственным имуществом, а не потребителями в отношении той части имущества, которое превышает пределы их материального потребления, и эта часть имущества управляется ими, сохраняется и накапливается в интересах остальной части общества.

По рассмотренным социально-экономическим причинам, которые стимулируются в обществе системой образования и науки, повышающей темпы накопления материальных благ и уровень потребления духовных ценностей, имущественный признак классовой принадлежности и функции государственного регулирования (а также социального насилия) ослабевают, а демократическое устройство общества по мере стирания классовых различий и национальных границ развивается и стремится к глобальному устройству.

Несмотря на то что политическая глобализация выступает как закономерный результат развития национальных демократий, не следует предполагать, что общество в эпоху глобализации свободно от классовой структуры (т. е. от социальных противоречий), а также от межнациональных политических противоречий, которые следуют из социальных и являются причиной исторического формирования национальных границ, разрушающихся при глобализации.

По-видимому, наряду с сохранением в эпоху глобализации ослабевающих классовых различий по имущественному признаку, создается собственная социальная структура, но иная, чем в предшествующую глобальному обществу эпоху современных демократий, т.е. основанная на иных классовых признаках. Для демократического (доглобального) уклада основные признаки классовой принадлежности имеют имущественный характер, а источником права является демократическое государство, имеющее классовую структуру по имущественным признакам.

По мере развития общества в научно-прикладном, профессиональном и экономическом отношениях, по мере демократизации общественного уклада, предшествующей глобализации и постепенного стирания политических границ, обычно воспринимаемого как внешний признак глобализации, происходящего одновременно с ослаблением классовых противоречий внутри государств, возникают наднациональные границы между общественными слоями и группами в объединенных совокупностях различных государств. Создаваемые в рамках глобального устройства социальные связи в многонациональном обществе пересекают национальные границы, исторически сложившиеся как результат предшествующих укладов. Причем в условиях глобализации социальные слои имеют интернациональный характер и определяются принципиально иными признаками, чем в условиях демократического уклада, первичными по отношению к имущественным признакам классовой принадлежности и на основе другого характера социальных взаимоотношений, присущих глобальному обществу.

Классовая принадлежность в перспективном глобальном обществе и в современном демократическом все более привязана к интеллектуальному уровню и к профессиональной подготовленности людей и менее к имущественному признаку и к национальности.

Можно сказать, что глобальное общество характеризуется высоким уровнем развития прикладной науки и состоит из профессиональных и образованных людей и тех, кто не относится к профессионалам и стоит вне глобального общества, существуя в условиях своеобразного “глобального собеса”, а имущественная состоятельность людей и национальность являются второстепенными признаками классовой принадлежности в глобальном обществе или имеют временный характер.

Нет принципиальных различий в уровне материального потребления для членов глобального общества и тех, кто стоит вне общества. Различия заключаются в уровне потребления духовных ценностей.

Малообразованные и непрофессиональные граждане не являются членами глобального общества, не могут рассчитывать на творческую работу и получать духовные ценности и блага от творческого труда и отношений в обществе, не могут быть полезны обществу. Творческая работа, требующая высокого образования и профессиональной квалификации, становится в глобальном обществе ценной как самоцель, а граждане добиваются права работать, хотя могут получать достаточно материальных благ без работы.

Не касаясь красоты общей идеи построения бесклассового общества, надо оценить неудачный и не поддержанный в мире исторический опыт построения глобального коммунистического общества, основывающегося на идеях исторического материализма и на вводимых с позиций материализма имущественных признаках классовой принадлежности, подлежащих устранению и замене на идеологическое общественное устройство. По-видимому, именно идеологическое устройство общества, опирающееся на концепцию ограничения свобод и прав граждан, является опасной идеалистической утопией, которая в остальной части противоречит материалистической идее построения бесклассового глобального общества. Кроме этого, для материалистической идеологии характерна недооценка духовных ценностей.

Надо сказать, что научно-технологический уклад, являющийся способом существования человеческого вида и расположенный в основе современной концепции глобального общества, к которому эволюционным путем идет демократическое общество, свободен от идеологий, т. к. в основе материалистичен, как материалистична наука и технология, и внедряется без принуждения. Поэтому не возникает сомнений в отношении освобождения от противоречий при естественной замене материалистического устройства демократического общества с классовым делением по имущественному признаку на социальное устройство глобального общества, для которого структура не имеет в основе имущественный характер, но в полной мере материалистична, т. к. определяется по отношению к научно-технологическому укладу.

Система образования и науки для глобального общества имеет ключевое значение и принимает часть социально-политических функций по мере естественного ослабевания классового государства (другая часть функций государства при глобализации передается в международные объединения и союзы). Образование и наука являются, с одной стороны, средством формирования структуры глобального общества, создавая субъекта – высокообразованного и профессионального гражданина, а с другой стороны – средством межклассовых перемещений людей в структуре глобального общества: путь в глобальное общество проходит через систему образования и науки, а не через имущественное накопление, и другого пути в глобальное общество нет.

Стираются государственные границы, и в геополитическом отношении глобальное общество приобретает многополюсную структуру (вместо границ возникают центры и направления). Т. е. создаются центры политического устройства, расположенные, к примеру, в Северной Америке, Европе и в Восточной Азии. Центры политического устройства глобального общества совпадают с центрами образования, науки и технологий.

Классовые различия людей по имущественному признаку в глобальном обществе заменяются на различия по образованности и профессиональным качествам, а национальные различия остаются историческим наследием, утрачивая социальное и политическое значение, так же, как и классовые различия по имущественному признаку.

В основе научно-технологического уклада, преобладающего в развитых странах, к которому тяготеет система прикладной науки и образования глобального общества, представлены следующие направления: микроэлектроника, гибкие технологии, альтернативная энергетика, технологии новых видов искусственных материалов, безотходные технологии, цифровые технологии – ядро технологического уклада, телекоммуникации и сети, технологии освоения земной коры, океана и космического пространства, технологии интенсивного сельского хозяйства, биотехнологии, медицина и фармакология, новые технологии и средства обучения, современные методы и средства прикладных научных исследований и др.

Скорость формирования глобального общества, по-видимому, можно соотносить со скоростью развития научно-технологического уклада, учитывая, что в ядре современного уклада расположены цифровые технологии. По данному критерию формирование глобального общества можно было бы считать завершенным к моменту смены научно-технологического уклада, т. е. к тому моменту, когда будут исчерпаны возможности развития ядра уклада и будет изменено основное направление развития.

Поскольку цифровые технологии направлены на моделирование человеческого интеллекта, видимо, ресурс развития цифровых технологий будет исчерпан, и следует ожидать смены научно-технологического уклада, когда интеллект будет достаточно изучен и технически воспроизведен. К этому времени можно будет считать завершенным формирование глобального общества, и общение людей, включая обмен информацией и имущественные отношения, будет происходить через цифровую модель общественного интеллекта. Причем, видимо, долго ждать не придется, т. к. в современном мире можно наблюдать весьма динамичные процессы смены формаций.

В условиях глобального общества повышается социально-политическое и экономическое значение прикладной науки и профессионального образования, которые становятся основным объектом общественных интересов. Растет социальное значение, качество и стоимость профессионального образования. Поскольку в глобальном обществе ограничения, запреты и границы являются постепенно ослабевающим историческим реликтом, строительство научного и образовательного пространства производится на основе формирования объективных критериев научной ценности, образованности и профессионализма.

Причем пи осуществлении инновационной деятельности, т. е. при коммерциализации прикладных научных исследований, критерии научной ценности в значительной степени замещаются экономическими критериями эффективности. В то же время формирование критериев образованности и профессионализма является исключительно ответственной задачей, т. к. в глобальном обществе эти критерии становятся, с одной стороны, отражением главных достижений в области научно-технологического уклада, а с другой стороны – признаком классовой принадлежности человека.



Добавить комментарий

Войти через соцсети