Историческая справка.
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза,
выходца из Генуи, откуда его будущий отец вынужден был эмигрировать из-за своих
либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой и он с
детства одинаково хорошо владел обоими языками. Однако всю жизнь ощущал себя
прежде всего итальянцем.
В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное
образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое.
В 90-е годы Вильфредо предпринимает неудачную попытку заняться политической
деятельностью.
Но уже в первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области
экономической теории и математической экономики. Он пытался математически
обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая
цену. Сформулировал закон распределения доходов (так называемый закон Парето).
Выдвинул концепцию “циркуляции (смены) элит”, согласно которой основа
общественных процессов – творческая сила и борьба элит за власть.
Умер Парето 19 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы
своей жизни, там он и был похоронен.
Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические
теории, – “Трактат по общей социологии”.


Закон Парето может озолотить

Что такое закон Парето? Наверняка, многие слышали имя итальянского ученого, пытавшегося с математической точки зрения объяснить взаимосвязь всех экономических факторов, а его изобретение, к сожалению, не получило широкой популярности. Между тем, универсальная формула, так называемый закон Парето, сформулированный им в начале прошлого века, может открыть Клондайк для многих “золотоискателей”.

400 ГАЕК ВМЕСТО
“ДЫРКИ ОТ БУБЛИКА”

Сегодня многие компании, особенно небольшие, выстраивают свою тактику поведения и выживаемости на рынке больше доверяя интуиции и опыту, нежели достижениям науки. А зря. Необходимые знания, используемые вовремя и к месту, могут значительно увеличить “устоявшуюся” прибыль. Например, закон Парето. С его помощью реально решить даже задачку из школьного учебника: так, автослесарю, имеющему 500 гаек, вздумалось в пяти цехах разбросать их по сто штук. А затем за ограниченное время, например, за 100 секунд, вновь собрать. Если он вздумает работу выполнить на отлично, то ему придется собирать все до единой детали, забыв про лимит времени. Другое дело, как проделать эту операцию оперативно и максимально эффективно? Закон Парето советует по 20 секунд тратить на собирание 80 гаек. В итоге в кармане автослесаря окажется 400 штук, вместо “дырки от бублика”. Эту модель можно с успехом применить и на практике, рационально перераспределяя время и ресурсы.

Возьмем, к примеру, магазин, специализирующийся на продаже широкого спектра товаров: бакалеи, хлебобулочных, колбасных изделий, и, наконец, спиртных напитков. Алкоголь, который занимает

20-30% ассортимента от всего товара, приносит 80% дохода от объема продаж. С другой стороны, от оставшихся 80% продукции, выставляемой супермаркетом, которые дают лишь 20% прибыли, отказываться нельзя. Потому что они тоже выполняют свою функцию, не принося крупных дивидендов, но формируя имидж компании и привлекая дополнительных клиентов. В таком случае необходимо искать золотую средину: варьируя запасами, уделять особое внимание тому ассортименту, который дает 20% максимальной прибыли. Это наиболее простой пример, и, как правило, структуры, занимающиеся не узконаправленной торговлей, к выгодному для себя акцентированию на нужной продукции приходят на практике. А ведь этот принцип применим везде.

В ЧЕМ СЕКРЕТ УСПЕХА?

Правило Парето – “универсальный” механизм, который может помочь в разных ситуациях, и без сомнения – в решении проблем качества. Мы же все теряем массу времени на исполнение простых, повторяющихся задач. Часто это означает, что люди заняты, независимо от того, важно это или нет; оборудование задействовано вне зависимости от того, нужно оно или нет; продажи производятся независимо от того, доходны они или нет.

Вся особенность заключается в том, что Парето вывел соотношение цифр, которые лежат в основе тех или иных явлений. Так, его теорема об эффективности и оптимальности широко используется для оценки правительственных стратегий налогообложения и перераспределения доходов. Судите сами, справедливо ли утверждение, что небольшое число действий (20%) приносит наибольший результат (80%)? Например, именно незначительная часть компаний дает большую долю налоговых поступлений в бюджет (так, во Владивостоке “Дальморепродукт”, “ДМП”, “Приморнефтепродукт”, Уссурийский ликероводочный комбинат, “Примсоя”, “Пивоиндустрия Приморья” и т.д. – всего около 20% компаний привносят в бюджет по налогам и прибыли больший процент, чем остальные вместе взятые). Или другое утверждение – на небольшую часть людей приходится наибольшая часть доходов (именно в Москве происходит концентрация финансовых средств). Далее, незначительное число ученых осуществляет большую часть значимых исследований; наилучшие (и наихудшие) результаты достигаются малочисленной, определенной категорией (группой) спе- циалистов и т.д.

Таким образом, чтобы сделать процесс работы более эффективным, необходимо по принципу Парето, выделять области по их значимости или важности, устраняя те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).

Например, необходимо построить несколько объектов в довольно сжатые сроки. Естественно, что работу надо выполнять качественно, быстро, и, вдобавок, уложиться в финансовые лимиты. Согласно закону Парето, здание не стоит доводить “до блеска”, забыв про другие. Как только оно прошло все стандарты “Госприемки”, так тут же должно отрабатывать средства, вложенные в него. За этот временной ресурс и ограниченное количество финансов реально построить несколько объектов, чем возводить один долгострой, зато с царским размахом. Уже потом можно будет довести строение до желаемого результата. Но ведь это произойдет позже того, когда объект начнет приносить доход.

Конечно, в данной ситуации работает принцип: отличное – враг хорошему. Здесь уж выбор остается за каждым. Что лучше: делать работу, тратя бесконечно много времени и сил, на “отлично”? Или выгоднее ее сделать на “хорошо”, при этом сэкономив на остальном, но более значимом? Поэтому предпринимателям придется выбирать – строить деятельность своей компании эффектно, либо эффективно…



Добавить комментарий

Войти через соцсети