Знать общество – знать человека

Сегодня никто не отрицает того факта, что для успешного развития, конкурентноспособности и процветания обществу необходимы самые современные технологии производства и управления. Осознание этого факта приводит к тому, что в современной высшей школе ведётся подготовка соответствующих специалистов: экономистов, менеджеров, логистиков, инженеров по самым передовым отраслям производства. Эта деятельность является одним из условий восстановления и развития экономики нашей страны, перевода её на рельсы современного развития и постановки на службу не только государству, но и в первую очередь, человеку.

Однако только технологическое развитие не в состоянии решить значительные проблемы современного российского общества, многие из которых кроются не в производстве, а именно в человеке, в специфических характеристиках сегодняшнего общества, его историческом опыте и т.д.

За прошедшие десятилетие мы, к сожалению, утратили значительную часть того нашего научного и интеллектуального наследства, которое было связано с изучением общества и общественной жизни. Объявив косным, реакционным и несовременным накопленное ранее социальное знание, мы попытались взять на вооружение кажущиеся нам современными и актуальными разработки западных исследователей, которые на поверку оказались ещё более вторичными и устаревшими.

Сегодня перед российскими обществоведами стоит задача не только продолжать исследования современных социальных проблем, закономерностей и тенденций, но и восстанавливать «интеллектуальный мост» между сегодняшней наукой и достижениями прошлого. Необходимо не только отбросить то, что действительно не имело отношения к подлинной науке, что было скорее идеологическими «подпорками» существующего общественного устройства, но и вернуть в арсенал современного социального знания подлинные научные достижения отечественных исследователей, в том числе и советского периода.

Сегодняшнее российское общество – это более чем сложный предмет научного исследования. Но в этой сложности кроется и масса новых интеллектуальных возможностей. Сегодня появились шансы изучать проблемы, которые ранее не рассматривались: проблемы миграции и семейного насилия, проблемы девиантного поведения и формирования новой экономической культуры, проблемы межнациональных отношений и внутриорганизационных конфликтов.

Особенности социальной структуры современного российского общества, протекающие в ней процессы и формирующиеся тенденции оказывают непосредственное влияние на поведение и деятельность социальных субъектов различной степени сложности – от больших общественных групп до индивида. Поэтому сегодня очень важно уметь видеть истинные причины и движущие силы различных социальных процессов, адекватно оценивать различные общественные и государственные инициативы с точки зрения ближайших и отдалённых последствий как для всего общества, так и для каждого человека.

Только так можно избежать серьёзных ошибок при разработке крупных социальных программ, создать эффективную систему социальной защиты различных групп населения и разработать основные технологии её реализации. Кроме того, исследования современных общественных процессов позволяют достаточно точно определить место в них человека, его возможности и сформировать систему эффективных технологий воздействия как на человека, так и на более крупных социальных субъектов.

Для подготовки специалистов соответствующих профилей в структуре Института экономики и управления Дальневосточного государственного технического университета создан факультет социальных технологий. Сегодня на факультете ведётся подготовка по следующим специальностям: «Социальная работа», «Связи с общественностью» и «Реклама». Выбор именно таких специальностей обусловлен следующими причинами.

В о – п е р в ы х, в регионе сегодня существуют значительные трудности в организации эффективной социальной защиты наиболее уязвимых групп населения: стариков, инвалидов, детей, безработных и др. Вместе с тем существует проблема «социального инфантилизма» и «социального паразитизма», когда трудоспособные и здоровые люди не могут и не хотят самостоятельно решать свои проблемы.

Студенты, обучающиеся по специальности «Социальная работа», получают необходимую теоретическую и практическую подготовку, которая позволяет выпускникам успешно трудиться в органах социальной защиты населения, использовать в своей работе самые современные социально-психологические, социально-педагогические и другие технологии решения многих социальных и личностных проблем. Наши выпускники работают в различных производственных и организационных структурах (государственных и негосударственных) специалистами по формированию трудовых коллективов, социальными педагогами и психологами, занимают руководящие посты и должности.

В о – в т о р ы х, активизация политической жизни в регионе, появление новых экономических структур, «многосубъектность» сегодняшней социальной жизни поставили перед этими субъектами задачу создать в глазах общества свой позитивный образ, рассказать о своих целях и задачах, сформировать такую систему связей и отношений между ними, которая позволила бы эффективно работать в новой социальной среде. Грамотное решение этих и других подобных проблем способны обеспечить студенты, получившие квалификацию «специалист по связям с общественностью». Сегодня наши выпускники работают в пресс-центрах органов государственной власти и крупных производственных структур, в ведущих рекламных агентствах города и края, сотрудничают с известными радио- и телекомпаниями.

Однако деятельность таких специалистов не исчерпывает тех задач, которые возникают вследствие формирования в нашем регионе новой системы экономических связей и отношений, появления новых видов продукции и услуг, усиления конкуренции с другими производителями. Важным и необходимым элементом сегодняшнего «цивилизованного бизнеса» является не менее цивилизованная рекламная деятельность.

С 2003 года факультет социальных технологий начал подготовку специалистов по специальности «Реклама».

Мы попытались уйти от распространённого сегодня представления о рекламе как о системе «грязных технологий», «чёрного пиара» и т.п. Нам представляется, что любая социальная деятельность приобретает ту или иную «окраску» только благодаря тем людям, которые её осуществляют. Не отрицая существования политической рекламы, факультет и кафедра массовых коммуникаций рассматривают рекламу прежде всего как часть экономической жизни общества, как важный элемент коммерческой деятельности. При этом необходимо не только глубоко и подробно изучать уже имеющийся опыт (прежде всего западный) рекламной деятельности. Следует изучать ее теоретические основы, место и возможности рекламы в современном обществе, привнести в рекламу современные эстетические и нравственные принципы.

Пока ещё рано говорить о каких-либо значительных результатах в подготовке таких специалистов. Однако можно отметить, что интерес у абитуриентов специальность «Реклама», безусловно, вызвала. Учебный план подготовки специалистов предусматривает значительный уровень усвоения таких дисциплин, как менеджмент и маркетинг, социология и психология, теория и практика рекламы, информационные технологии ее разработки и изготовления. Уже сегодня факультет имеет перспективные заявки от ряда рекламных агентств на будущих специалистов в сфере рекламной деятельности. Мы надеемся, что наши будущие выпускники оправдают возлагаемые на них надежды.

Сегодня коллектив преподавателей и сотрудников факультета – это коллектив единомышленников, коллектив творческих людей, любящих своё дело и умеющих его делать. Читатели журнала уже имели возможность познакомиться с кафедрами социологии и социальной работы, массовых коммуникаций, кафедрами наших коллег факультета экономики и менеджмента. Все мы, независимо от специализации, работаем для того, чтобы наши выпускники не только стали квалифицированными и востребованными специалистами, но и умными, порядочными, достойными людьми.

Смотрим в будущее, или кадры решают все. Достигнутые нами успехи не позволяют успокоиться и «почивать на лаврах». Сегодня общество не только нуждается в тех специалистах, которых мы готовим, но и подсказывает нам новые возможности для дальнейшего развития. Одна из них – это расширение круга специальностей, по которым ведётся подготовка. В настоящее время руководство факультета и института рассматривают вопрос об открытии в ближайшем будущем специальности «Управление персоналом».

Потребность в таких специалистах сегодня ощущается как никогда остро. Задачи, которые встают перед современными менеджерами, директорами и другими руководителями экономических и производственных структур, могут быть успешно решены только при условии грамотного и эффективного руководства людьми, работающими в них.

Современное производство нуждается не только в современных технологиях, современных материалах и современных средствах производства. Всё это окажется «мёртвым грузом», невостребованным ресурсом, если не будет сформирован коллектив, способный к высокопроизводительной и эффективной совместной деятельности. Именно формирование таких коллективов является одной из задач специалистов по управлению персоналом.

Ещё одна задача, которая может и должна решаться в процессе их деятельности, – это постоянный мониторинг процессов трудовой и производственной миграции как на уровне общества, так и на уровне региона, города, района. Это позволит своевременно принимать решения о «переброске» определённых массивов рабочей силы туда, где она будет востребована, использована и оплачена должным образом.

Следующая задача – это социальная, психологическая и производственная диагностика потенциальных работников. Для этого специалисты по управлению персоналом должны хорошо владеть разнообразными методиками и технологиями её осуществления, быть в курсе самых современных достижений психологии, социологии и других наук о человеке и обществе.

Пожалуй, самой важной задачей, которую призваны решать специалисты этого профиля, является задача эффективного управления трудовым и производственным коллективом. Эта задача не сводится к простой «выдаче руководящих указаний» и контролю за их исполнением. Эффективное и качественное управление персоналом предполагает умение точно и чётко сформулировать стоящие перед ним задачи, указать каждому работнику сферу его деятельности, обеспечить необходимыми для решения поставленных задач ресурсами. Важное место в решении этой задачи занимает умение специалиста ответить за принятое им решение и за возможные последствия его реализации.

Подготовка подобных специалистов потребует от коллектива преподавателей и сотрудников факультета социальных технологий значительных усилий. Необходимо разработать новые учебные планы, создать различные методические и учебные пособия, освоить ряд современных образовательных технологий.

Однако мы с уверенностью и оптимизмом смотрим в будущее. Наш интеллектуальный и педагогический потенциал позволяет нам надеяться на то, что наши преподаватели, как опытные, так и молодые, справятся с решением и этой задачи.



Добавить комментарий

Войти через соцсети