Трансфер технологий и региональные задачи экономики

Существенная разница в конкурентоспособности отечественной и зарубежной продукции при отказе от экспортных пошлин на ряд товаров, сокращении субсидирования некоторых отраслей, допуске иностранных компаний к конкурсам на проведение государственных закупок, упрощении технических барьеров в торговле и других обязательных мерах, предусматриваемых соглашениями ВТО, поставит российских товаропроизводителей в условия выживания на отечественном рынке. Это, безусловно, чревато серьезными последствиями для развития экономики России в целом, экономики субъектов Федерации и Приморского края в частности.

В этих условиях одной из главных целей региона должно стать укрепление собственной экономической базы, позволяющей обеспечить население необходимыми товарами, услугами и создать среду для активной хозяйственной деятельности.

Учитывая вышесказанное, стратегической целью региональной экономической политики становится увеличение экспортного потенциала территории при одновременном замещении импорта товарами местного производства, по крайней мере, в части обеспечения основными необходимыми товарами и услугами.

  • Исходя из названия стратегической цели, становится понятной и тактика региональной экономической политики:
  • создание сбалансированной системы хозяйствования;
  • содействие проведению структурных изменений в перерабатывающей и местной промышленности;
  • создание благоприятных рыночных условий;
  • поддержка малых и средних предприятий, ориентированных на развитие инноваций;
  • содействие развитию общего благоприятного инвестиционного климата;
  • усиление привлекательности региона для инновационных производств;
  • содействие обучению, повышению квалификации и профессиональной мобильности специалистов.

Если эти цели достигаются, то вместе с ними происходит:

  • создание дополнительного, достаточного количества рабочих мест;
  • увеличение налоговых сборов и усиление финансовой мощи муниципалитета;
  • создание финансовых возможностей для действенной муниципальной социальной политики.

Опыт сотрудничества стран-участниц вто показывает, что на современном этапе развития мировой экономики трансфер технологий является одним из источников экономической независимости региона, поскольку предоставляет хозяйствующим субъектам ряд стратегических возможностей:

  • развитие внутреннего рынка;
  • развитие восходящих отраслей;
  • адаптацию и перенос достижений развитых стран;
  • встраивание в транснациональную инфраструктуру.

Трансфер (передача) технологий предусматривает распространение технологических знаний прикладного характера и опыта относительно процессов, методов производства и инновационных продуктов внутри отрасли, между отраслями, а также (в международном контексте) между странами. Можно выделить следующие виды трансфера технологий, важные для формирования региональной инновационной политики:

  • региональный;
  • межрегиональный;
  • межгосударственный;
  • транснациональный.

Региональный трансфер технологий включает обмен технологиями между и внутри хозяйствующих субъектов. В любых вариантах этого трансфера технологий развивается, прежде всего, внутренний рынок региона: создаются новые производства товаров и услуг, в производственные и экономические отношения включается активное население, расширяется налогооблагаемая база, появляются новые возможности решения социально-экономических проблем региона.

Трансфер уникальной технологии в регион позволяет организовать производство новой продукции и оказывать услуги внутри региона, а при отсутствии такой продукции в других регионах реализовывать ее там с выгодой для себя.

Трансфер специальной технологии решает технические и технологические, а через них и социально-экономические проблемы отдельной отрасли, производства или конкретного хозяйствующего субъекта.

Комплиментарный (дополняющий) трансфер технологий предоставляет участникам возможность производить продукцию, товары, услуги как результат обмена принадлежащими каждому партнеру инновациями.

Значительно большее влияние на состояние дел в регионе оказывает трансфер универсальной технологии, которая может найти применение во многих отраслях производства и у хозяйствующих субъектов.

Трансфер высоких технологий, или макротехнологий, в регион (из региона) может быть осуществлен только в рамках больших межрегиональных, федеральных или даже международных проектов, так как обладателем таких технологий выступают межрегиональные научно-производственные комплексы, отдельные страны или международные корпорации.

Корпоративный трансфер технологий внутри хозяйствующих субъектов выполняется за счет средств развития хозяйствующих субъектов, но может быть ускорен (и/или расширен) заинтересованным взаимодействием с региональными институтами путем координации деятельности хозяйствующих субъектов с направлениями региональной инновационной политики. Выявление, поддержка в различных формах, создание условий, благоприятных для развития хозяйствующих субъектов, обладающих перспективными, эффективными инновациями, должно стать одним из основных направлений региональной инновационной политики на современном этапе.

Межрегиональный трансфер технологий предполагает совместную заинтересованную деятельность правовых, управляющих, экономических структур, институтов и хозяйствующих субъектов нескольких регионов. Такой трансфер обеспечивается единым правовым полем и едиными основными нормами ведения экономической, хозяйственной и иной деятельности внутри страны.

Межгосударственный и транснациональный трансферы технологий опираются на развитые политические, экономические, научно-технические и гуманитарные связи между странами. Создание политических, международно-правовых, экономических и других условий налаживания взаимовыгодной торговли и обменов технологиями лежит в ведении федеральных органов власти и институтов, но в сильной степени зависит и от самостоятельных усилий регионов. Исходя из индивидуального потенциала существующей структуры экономики, местоположения, ситуации на предприятиях, для каждого региона необходим свой, отличный от других, комплекс мероприятий. Необходимо превратить органы региональной власти в активно действующую реальную силу, способную осуществлять интегрированное управление всеми ресурсами.

Поэтому первостепенной задачей региональной администрации становится создание благоприятного инновационно-инвестиционного климата, поскольку в достижении конкурентных преимуществ любого вида деятельности ключевую роль играют инновации.

Выбор перспективных для региона отраслей промышленности проводится, как правило, на основе обобщающих оценок потенциальной эффективности хозяйственного комплекса в целом, а также анализа динамики развития отдельных отраслей, традиционно развитых в данном регионе. Для Приморского края такими приоритетами развития экономики могут быть:

  • портовое хозяйство, морские перевозки, в том числе транзитные, во взаимодействии России со странами АТР;
  • производство по добыче и глубокой комплексной переработке местных природных ресурсов (рыбных, лесных, горно-рудных) на основе новейших технологий;
  • производство различных потребительских товаров, в том числе продовольственных;
  • биотехнологическое производство биологически активных веществ растительного и животного происхождения как основы для получения новых пищевых, профилактических и лекарственных средств;
  • марикультура различных высокоценных морских животных и растений;
  • разнопрофильная, основанная на различных формах собственности, стройиндустрия, промышленное, жилищное (многоквартирное, коттеджное), гидротехническое и прочее строительство;
  • океаническое машиностроение и приборостроение (производство оборудования для освоения ресурсов океана), авиастроение, судостроение и судоремонт, производство потребительских товаров высокой сложности на основе конверсии;
  • научно-техническая и образовательная деятельность, направленная, прежде всего, на изучение и рациональное освоение природных ресурсов суши, морей и океана, решение сложных экологических проблем, подготовку высококвалифицированных специалистов для нужд региона;
  • рекреационно-туристические и курортно-оздоровительные виды деятельности;
  • объекты производственной и социальной инфраструктуры, включая службы сервиса, коммуникаций и т.п. Модернизация и развитие отраслей транспорта и энергетики с целью удешевления дальневосточных товаров и услуг и роста уровня жизни;
  • крупные объекты рыночной инфраструктуры: банки, биржи, торговые и информационные центры, выставочные залы и т.п., выходящие на обслуживание всего Дальнего Востока.

Практически в каждую из приоритетных для экономики края отраслей хозяйственной деятельности ученые ДВО РАН готовы внести инновационные предложения, которые, опираясь на современные уникальные разработки (иногда не имеющие мировых аналогов), позволят в кратчайшие сроки повысить конкурентоспособность продукции на отечественном рынке и на рынках стран АТР, что, безусловно, будет способствовать выходу экономики Приморья на новые качественные показатели.

Информацию о научных разработках, готовых к практическому использованию в хозяйственном комплексе региона, можно получить на сайте ДВО РАН, в Инновационно-аналитическом отделе ДВО РАН или на сайтах его научных учреждений.

ДЕРЗАЙТЕ, ГОСПОДА БИЗНЕСМЕНЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ!



Добавить комментарий

Войти через соцсети