Как создать высокоэффективную организацию (часть 3)

Третий этап – наиболее сложный и объемистый в сессии проектирования. Люди, не привыкшие работать по проектам развития собственной функции, а только по указаниям свыше, с большим трудом проектируют свою деятельность. Особенную трудность представляет проектирование с учетом принципов и правил. Дело в том, что практически все российские организации беспринципны, т. е. не имеют принятых на общем собрании и прописанных концепций, которые содержат основные внутрикорпоративные принципы и принципы поведения на рынке, известные всем клиентам.

Итак, на рис. 1 показана процедура формирования управленческой команды и разработки вариантов концепции и программы развития.Данная модель “архитектуры” и развития организации базируется на идее, что организации, состоящие из людей должны быть подобны человеческому организму (Веды). Человеческое развитие – это многовековая традиция, предусматривающая развитие (совершенствование) организма, личности и сознания.

Мы проводим следующие аналогии для процесса совершенствования организации:

1. Совершенствование организации как организма

То есть совершенствование архитектуры или строения в соответствии с общей концепцией внутренних и внешних процессов (внутрифирменных процессов и характера поведения фирмы на рынке).

2. Оптимизация системы управления (как нервной системы организма)

  • внутрифирменными процессами штатного функционирования;
  • разработками процессов внутреннего развития организации;
  • поведением на рынке;
  • развитием персонала.

3. Формирование корпоративного сознания как социально-психологического поля, объединяющего сотрудников в единстве понимания корпоративной цели, задач, методов, корпоративной этики труда и корпоративных ценностных ориентаций.

На данном этапе происходит формирование управленческой команды из делегированной группы управленцев. Характерно, что обычно делегированная группа руководителей не отвечает требованиям команды, т. е. не обладает единым пониманием цели, общностью разработанных правил и технологий взаимодействия и, зачастую, путается в ролях. Этот этап наиболее “травматичный” для первого лица, более четко и рельефно, чем кто-либо другой, видящего уровень командности.

В этом этапе предусмотрен значительный информационный блок, касающийся основ менеджмента, маркетинга, теории, истории и практики развития организаций.

Важнейшим компонентом третьего этапа является технология сдвига корпоративного представления о внутрифирменном менеджменте “от результата – в процесс”. Это обычно оказывается наиболее трудным для российского менталитета, т. к. TQM – менеджмент всеобщего качества деятельности на всех этапах и во всех процессах – всегда воспринимается как противопоставление менеджменту по результатам.

Четвертый этап. Разработка общего проекта развития организации в целом завершается сложением всех частных проектов развития функций внутри организации и проекта изменения поведения этой организации на рынке. Самое сложное при формировании этого проекта – это формулировка принципов образа желаемого будущего и принципов процесса его реализации.

Проект развития организации требует сначала делать важное и лишь потом срочное (что также входит в противоречие с российскими традициями). Этот образ развития организации мы называем иконой проекта развития.

Цель достигнута. Организация имеет икону проекта развития и мыследром – орган систематической работы над проектом развития организации, действующий по принятым на сессии проектирования правилам. Важнейшим достижением является и то, что корпоративное сознание стало креативным (творческим).



Добавить комментарий

Войти через соцсети