Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



Я обычно сравниваю такую проблему с тем, что, когда у Вас находят аппендицит, вместо того чтобы ложиться в больницу, вы пытаетесь договориться со студентом-медиком о том, чтобы он вас прооперировал на дому. Понятно, что ситуация абсурдна, но почему-то в автоматизации никто этого абсурда не видит.



Кому доверить автоматизацию? Часть II, правда о компьютерщиках-индивидуалах

В прошлых выпусках мы уже определились, что автоматизация учета - вещь достаточно серьезная, и не стоит ее полностью перекладывать на плечи собственных сотрудников.

Итак, приглашаем сторонних специалистов. Выбор в принципе невелик: это фирмы, которые занимаются продажей и послепродажным обслуживанием учетных программ, или спецы «на вольных хлебах», которые занимаются, в основном, сопровождением программ. Последним и будет посвящена эта статья.

Итак, к вам приходит специалист-компьютерщик (далее просто компьютерщик). Как правило, его вам порекомендуют знакомые, которым он уже все «замечательно сделал», или вы его нашли по объявлению в «Дальпрессе». Называется цена за услуги, которая приятно (процентов на 20-30) отличается от аналогичных услуг компаний. Компьютерщик заверяет вас, что такие задачи он уже не один десяток раз решал и в течение ближайшего времени все вам сделает. Вы договариваетесь о порядке проведения работ, определяете сумму. Единственным недостатком, омрачающим радужную картинку, может служить, наверное, только то, что вам предлагают рассчитаться «в черную» или через какую-нибудь подставную фирму. В конце концов, и этот вопрос решается, и вы приступаете к работе.

Первая и, наверное, самая распространенная ошибка - это отсутствие технического задания или хотя бы как-то прописанных договоренностей о том, что предстоит сделать. Люди достаточно разные, и Вам кажется, что вы достаточно внятно объяснили, что же вы хотите. Каково же будет ваше удивление, когда то, что вам сделают, кардинально отличается от того, что вы хотели. Практически не бывает технического задания (разумеется, кроме программ управления спутниками), в котором было прописано все до запятой, что предстоит сделать, но основные блоки - документы и отчеты - стоит прописать.

Вторая проблема обусловлена особенностью бизнеса таких компьютерщиков. Чтобы обеспечить себе более или менее приличное существование, у них должно быть как минимум 5 постоянных клиентов. И чем лучше специалист работает, тем у него больше клиентов. В результате рабочий день компьютерщика превращается в сплошной цейтнот. А любой форс-мажор, начиная от поломки авто и заканчивая болезнью, превращается в трагедию не только для компьютерщика, но и для всех его клиентов. Бизнес не должен зависеть от одного человека, и когда многочасовой простой всех компьютеров или штраф за не вовремя сданный баланс вы получите только потому, что Ваш компьютерщик грипповал, подумайте, окупается ли дешевизна услуг такой сильной зависимостью от человеческого фактора.

Третья проблема также обусловлена человеческим фактором. Уже сейчас вузы выпускают несколько десятков специалистов, тем или иным образом ориентированных на работу с компьютерами. В нашей компании около десяти специализаций, по которым готовятся специалисты. Поэтому сложно ожидать от одного человека, что он будет уметь одинаково хорошо настраивать компьютер и отстраивать бухгалтерскую программу, попутно делая учетную программу для директора. Нельзя одинаково хорошо знать все, поэтому вам предстоит мириться либо с тем, что часть работы будут делать неквалифицированно, либо несколько человек будут постоянно друг другу мешать.

Четвертая проблема - кризис компетенции - напрямую вытекает из третьей. Как правило, цейтнот в работе не оставляет времени для саморазвития, а проверить, насколько был квалифицирован специалист, зачастую можно только по результату работы, да и то не всегда сразу. Я обычно сравниваю такую проблему с тем, что, когда у Вас находят аппендицит, вместо того чтобы ложиться в больницу, вы пытаетесь договориться со студентом-медиком о том, чтобы он вас прооперировал на дому. Понятно, что ситуация абсурдна, но почему-то в автоматизации никто этого абсурда не видит.

Конечно, стоит всегда помнить, что людям иногда надоедает то, что они делают. Подумайте, как вы будете себя чувствовать с написанной только для вас бухгалтерской программой, разработчик которой в спешном порядке уехал в Новую Зеландию на заработки.

Так мне видятся основные проблемы, о которых стоит задуматься, приглашая компьютерщика для проведения каких-либо работ.

Рассмотрим ситуацию, когда работа у Вас с компьютерщиком по тем или иным причинам не получилась. Естественно, возникают вопросы: «Кто виноват и что делать?» Как правило, виной всех проблем признается компьютерщик и принимается решение о прекращении с ним отношений и взыскании с него уже уплаченных денег или хотя бы компенсации, что не так просто. Так как взаиморасчеты шли «в черную», то доказать факт получения денег специалистом за невыполненную или некорректно выполненную работу законным путем не предоставляется возможным. Остается, по старой русской традиции, «набить морду», что, конечно, тоже можно считать компенсацией, но по большей части морального ущерба. Потраченного времени, сил, а зачастую и денег уже не вернешь. Но главное не это. Только 40% повторных проектов по автоматизации при первой неудачной попытке заканчиваются успешно. Сотрудники перестают верить в то, что автоматизация принесет им что-то еще, кроме дополнительной работы, поэтому начинают саботировать проведение проекта.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что услуги «мальчиков-компьютерщиков» необходимы и важны, потому что редкий высококвалифицированный специалист будет обучать азам компьютерной грамотности или за 2 бутылки пива лечить ваш домашний компьютер. На первом этапе автоматизации (я называю его ознакомительным), когда программу используют по большей части как универсальную печатную машинку для платежек и других документов, его услуги тоже могут пригодиться. Но как только вы начинаете расти и объем документов стремительно увеличивается, а бухгалтер перед балансом просто впадает в цейтнот, стоит подумать о смене специалиста-компьютерщика на компанию. В такой фирме есть узкоспециализированные сотрудники по каждому блоку проблем (отдельно по бухгалтерии, зарплате, компьютерной технике и т.д.), а не один специалист, знающий по чуть-чуть, но все. Да и опыта в решении подобного рода проблем у компании больше.

Кстати, не забудьте выбросить ту нелегальную копию программы, которую вам поставил ваш компьютерщик. Это же была только ознакомительная работа.


Алабужев Максим

Должность:
генеральный директор группы компаний «Развитие 2000»
Компания:
Финансово-консалтинговая группа «Развитие 2000»

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке