15 марта нашей компании исполняется четыре года. Я хотел бы от всей души поздравить всех наших сотрудников, партнеров и клиентов с этой замечательной датой. Надеюсь, что и в дальнейшем мы сможем реализовывать самые смелые ожидания по автоматизации бизнеса и наша дружба будет еще крепче.
В этом номере мы презентуем нашу новую разработку «Р2000 – Блок автоматизации финансового анализа и бюджетирования», которая очень многим позволит не только по-новому взглянуть на происходящие внутри предприятия процессы, но и стать удобным инструментом для управления предприятием.


Кому доверить автоматизацию?

Темой сегодняшнего разговора будет выбор Исполнителя для проведения автоматизации на предприятии. Как я уже не раз писал, автоматизацию учета нельзя сводить лишь к приобретению программы, поэтому критерии выбора Исполнителя не менее важны, чем критерии выбора программы (см. предыдущий номер).

Итак, для начала определимся с тем, кто же может выступить в этой роли:

  1. Бухгалтеры или менеджеры.
  2. Собственные программисты.
  3. Специалист по автоматизации учета, работающий индивидуально.
  4. Компания, которая специализируется на автоматизации учета.

Сразу оговорюсь, что, несмотря на очевидное преимущество специальных компаний, остальные три варианта могут вполне успешно применяться при соответствующих обстоятельствах.

Первый вариант относится только к готовым программам и достаточно регулярно применяется небольшими предприятиями. В 90% случаев это выглядит так: купили программу и в лучшем случае отправили бухгалтера на курсы для ее изучения. Как правило, это происходит из-за экономии, потому что «и так уже дорого получается!» Здесь допускаются сразу две ошибки: п е р в а я и самая явная – бухгалтеры, как правило, работают на фиксированном рабочем дне и получают не самую маленькую зарплату, и в то время, которое будет посвящено изучению программы методом проб и ошибок, естественно, не будут исполняться прямые обязанности.

В т о р а я ошибка менее заметна, но гораздо опаснее – знание бухгалтерского учета вовсе не подразумевает знания по построению автоматизированного учета. (Хотя я сталкивался с бухгалтерами, которые достаточно успешно внедрили у себя программу, но ЭТО ИСКЛЮЧЕНИЕ, которое еще больше подтверждает правило). Тем более, что каждая программа подразумевает собственную технологию работы и требует определенной подстройки под предприятие, и хорошо, если это не требует специальных знаний и навыков.

В целом такой вариант подходит для небольших предприятий, когда руководство может закрыть глаза на то, что специалисты в рабочее время вместо исполнения прямых обязанностей «постигают» программу и что некоторые возможности, заложенные в программу, не будут использоваться, и, наоборот, некоторые учетные задачи придется как и прежде считать либо в Excel, либо на калькуляторе.

Вариант с привлечением собственных программистов достаточно распространен, особенно в крупных компаниях. В прошлом выпуске я уже писал, что передача полномочий по выбору программы как средства автоматизации собственным специалистам часто приводит к нежелательным последствиям. То же самое можно сказать и про внедрение (запуск программы на предприятии). Как правило, основные проблемы – это зависимость от персоналии (специалист может уволиться, заболеть) и недостаточная квалификация – в IT-технологиях происходят стремительные изменения, и для того чтобы достаточно хорошо разбираться в вопросе, нужно иметь постоянную и достаточно разнообразную практику, это не реализуемо в рамках одного предприятия.

Скажу даже больше. Достаточно часто предприятия пытаются переманить специалистов из консалтинговых компаний, «для того чтобы всегда был под рукой человек, которого можно дернуть». Если не заострять внимание на моральных аспектах этой проблемы, такое решение при детальном рассмотрении не выгодно ни предприятию, ни специалисту: предприятие опять начинает зависеть от персоналии и не может проверить адекватность проведенных работ (ведь теперь специалист начинает получать заработную плату за ПОМОЩЬ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРОБЛЕМ и вовсе не заинтересован В ИХ РЕШЕНИИ), а специалист, который иногда даже немного выиграл в заработной плате, начинает стремительно терять квалификацию, потому что все его внимание сосредоточено на одном предприятии.

В целом, использование собственных специалистов оправдано только на крупных предприятиях, где есть достаточно большие объемы работ при сопровождении (например, каждую неделю нужно предоставить головной компании несколько новых отчетов нового вида). Если же специалист берется только для того, чтобы он постоянно был «под рукой», то его работа по большей части будет направлена на то, чтобы проблемы не кончались.

Подводя итог вышесказанному, я хочу отметить, что процесс автоматизации предприятия достаточно сложный, чтобы его полностью переложить только на сотрудников предприятия. Привлечение сторонних консультантов как на стадии подбора программного продукта, так и на стадии внедрения, в большинстве случаев не только освобождает собственный персонал от дополнительных обязанностей, но и улучшает общий результат от автоматизации.



Добавить комментарий

Войти через соцсети