«… И самое главное – автоматизированный учет – это не программа. Мы регулярно в своей практике сталкиваемся с тем, что не только программы, купленные на рынке за 100 рублей, но и очень серьезные, дорогие коробочные программные продукты оказываются на полке в шкафу рядом с бухгалтерскими папками, а учет как велся, так и ведется вручную.»


Автоматизация учета «изнутри»

В век повальной компьютеризации с вопросами автоматизации учета все чаще сталкивается любое предприятие. Сейчас уже трудно встретить руководителей или бухгалтеров, которые, если не используют учетные системы, то хотя бы слышали о преимуществах, которые открывают перед ними учетные системы.

В этой статье я хотел бы показать процесс автоматизации учета на предприятии «изнутри», раскрыть некоторые профессиональные секреты и самое главное – указать на распространенные ошибки, а также показать, насколько много преимуществ дает автоматизированный учет.

Сначала определимся с терминологией. Начнем с того, что такое учет и почему его роль так важна для предприятия.

Обычно люди сравнивают внутреннее устройство предприятий с анатомией человека, где мозг – это руководство, руки и ноги – это рабочие и служащие, вены и кровеносные сосуды – денежные потоки, а учет – это нервная система. Мне кажется, что это очень удачное сравнение, потому что именно нервная (учетная) система сообщает мозгу (руководству) о происходящих внутри организма (предприятия) и во внешней среде изменениях, что дает возможность принять решение. И как человек отдергивает руку, дотронувшись до горячего, чтобы избежать ожога, так и руководство предприятия может, опираясь на данные учетных систем, среагировать на снижение продаж и изменить ассортимент или провести рекламную компанию.

Теперь определимся с тем, что такое «автоматизация учета». Любой учет строится на документах. Документы в данном случае – это не просто бумага, а зафиксированная информация о произошедших на предприятии процессах. И естественно, чем больше документов у нас накапливается, тем сложнее их обработать.

Основной задачей автоматизации учета является избавление пользователей от рутинной обработки учетной информации. Здесь кроется одно из самых распространенных заблуждений: автоматизация учета сама по себе прибыли не приносит и даже издержки редко снижает. Учетная система гораздо качественнее и быстрее снабжает руководителя информацией, а он получает временную фору для обдумывания и проработки решения, что является сильным конкурентным преимуществом. Кроме того, руководители многих крупных и даже средних предприятий знают, насколько сильно искажается информация, пока пройдет все этапы обработки.

Правильно отстроенная учетная система позволяет одним нажатием кнопки увидеть и общую картину по всему предприятию и расшифровать ее по каждому пункту вплоть до отдельного документа. Кроме того, автоматизация учета избавляет бухгалтеров и менеджеров от тупой и монотонной работы, что существенно повышает качество работы. Можно еще долго перечислять преимущества автоматизации, но я в качестве заключения приведу слова одного из наших клиентов, которому мы разработали систему комплексной автоматизации: «Разница между ручным учетом и автоматизированным такая же, как между способами передвижения: ходить или ездить? На машине быстрее, удобнее и самое главное – даже не представляешь, как ты раньше без этого обходился».

И наконец, убедившись в необходимости, приступим к самой автоматизации учета. Первое, на что стоит обратить внимание, – это то, что автоматизировать у предприятия можно лишь ту функцию, которая у него существует и не стоит подменять процесс построения учета автоматизацией. Например, очень многие предприятия уже сталкивались с автоматизацией бухгалтерского учета, так как по законодательству практически все предприятия ОБЯЗАНЫ вести бухучет, и его автоматизация хотя и бывает достаточно сложной, но не вызывает кардинальных проблем. Однако в последнее время стали все большее распространение получать программы автоматизации управленческого учета и системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), и с их внедрением очень многие предприятия, если не потерпели полное фиаско, то во всяком случае намучились, потому что хорошо поставленные управленческий учет и система взаимоотношений с клиентами в России все еще большая редкость.

Второе и самое главное – автоматизированный учет – это не программа. Мы регулярно в своей практике сталкиваемся с тем, что не только программы, купленные на рынке за 100 рублей, но и очень серьезные, дорогие коробочные программные продукты оказываются на полке в шкафу рядом с бухгалтерскими папками, а учет как велся, так и ведется вручную. Для того чтобы учет на самом деле стал автоматизированным, программа должна стать частью предприятия. А для этого необходимо выполнение двух условий:

  1. Соответствие программы происходящим на предприятии процессам. Электронные документы (формы для занесения данных) должны соответствовать документам предприятия и содержать информацию необходимую “на выходе” для анализа. Например, невозможно получить данные о самом продаваемом товаре из системы, в которой отражается лишь суммы выручки полученной от продавцов.
  2. Знание пользователями технологических инструкций по ведению учета (чтобы система наполнялась КОРРЕКТНЫМИ данными, пользователи должны знать, как их туда заносить). Ни одна даже самая гениальная система не может сама вносить информацию с документов, хотя стоит оговориться, что сканеры штрих-кодов – пока максимально доступное приближение к этому, когда достаточно лишь поднести товар к сканеру, для того чтобы система оформила документы о продаже и сама пробила чек. Именно поэтому мы обычно используем термин «система учета», а не «программа».

Процесс превращения программы в автоматизированную систему учета можно называть по-разному: внедрение, обучение, подстройка программы. Его могут делать и свои программисты, и сторонние консультанты, но руководитель должен понимать, что результат от автоматизации всегда определяется тем, насколько качественно этот процесс прошел.



Добавить комментарий

Войти через соцсети