Уважаемые господа бизнесмены! Присоединяйтесь!

Рано или поздно мы начинаем осознавать простую истину: в любом бизнесе наступает момент, когда для его дальнейшего устойчивого и успешного развития одних экономических мер уже явно недостаточно, – необходимы вложения в социокультурные проекты. Именно этим проектам посвящены наши рубрики «Русское Зарубежье», «Концепция», «Искусство и бизнес. Определяйтесь, что Вам ближе. Редакция «ВБ» всегда готова к сотрудничеству. Игорь П е т р е н к о (4232) 26-66-77


Музей как генератор культуры

«Музей – это постоянное учреждение, находящееся на службе интересов общества и его развития, доступное для публики. Музей приобретает материальные свидетельства, хранит их, знакомит с ними и экспонирует в целях изучения, образования и развлечения. Музей осуществляет эту деятельность без какого-то ни было ограничения со стороны каких-либо руководящих органов территориального характера или функциональных структур»
С е с с и я I C O M (Международный Совет Музеев), 1998 г.


В предыдущем номере мы начали разговор о смене концепции деятельности Приморской краевой картинной галереи. Изменение миссий и приоритетов, как правило, дело небезболезненное и требующее корректного и компетентного подхода. Мы решили опубликовать (безусловно, в сокращенном виде) свою версию дальнейшего развития галереи. Изменения, происходящие в России, поставили перед музеями новые задачи и породили новые проблемы. Любому учреждению культуры теперь уже недостаточно просто быть в наличии. Перед ним встает творческая задача: «заманить» публику, проявляя к ней истинное гостеприимство и теплое отношение, и здесь не помогут клише и неэффективные приемы. Сегодня, вследствие изменившихся экономических обстоятельств, приходится кардинально менять весь свой modus operandi (образ действий), отвечая на вопросы ДЛЯ КОГО?, ЗАЧЕМ? И КАК?

МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВО. Ценности, которые хранит музей, значимы только в том случае, если они востребованы общественным сознанием. Именно посетитель дает жизнь “законсервированным” смыслам прошлого. Это требует открытости к различным интерпретациям культурных реалий. Концепция открытого музея апробирована в культурной мировой среде. Открытость – для свежих идей, креативных людей и инноваций. Традиционная модель любого музея исходила из принадлежности его сферам науки и образования, в действительности диапазон деятельности музея гораздо шире, т.к. он служит не только науке, но и культуре. Что действительно нужно посетителю музея, так это картина мира, ощущение сопричастности культуре, прямого соучастия в культурной жизни.

Одним из путей формирования ценностей в Приморской картинной галерее служит выставочная деятельность. Прежде музеи и галереи имели дело с культурными процессами, уже получившими завершение, теперь они ориентированы не только на прошлое и настоящее, но и на будущее. В экспозиционном пространстве происходит контакт аудитории с ценностями, которые, в силу их новизны, еще не завоевали признания. Их презентация должна стать одним из приоритетов экспозиционной политики галереи, т. к. это один из шагов интеграции в современную мировую культуру.

И наконец, согласно новейшим представлениям теории культуры, новые смыслы и ценности образуются при скрещивании принципиально разных языков (например, вербальных и визуальных), т. е. актуальными на сегодняшний день стали мультикультурные проекты. Фактически галерея должна стать одной из таких (притом наиболее продуктивной) областей смыслопорождающей деятельности.

Таким образом, оставаясь институтом социальной памяти, галерея превращается в культуротворческий институт. Основой этой новой функции служит музейная коммуникация.

Представление об однонаправленном воздействии галереи или музея на аудиторию сегодня уступает место концепции коммуникации как диалога. Так возникает методология «понимающего музееведения». Посетители, профессионалы, художники – все они обладают особым взглядом на вещи, и на пересечении этих взглядов рождается многоликое музейное собрание.

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. Необходимость решения в музеях коммерческих вопросов привела к появлению новой области – музейного маркетинга. Люди, работающие в музеях, часто воспринимают маркетинг как досадную помеху, противоречащую высоким просветительским и научным идеалам организации. В лучшем случае маркетинг сводится к рекламной деятельности, в худшем – возникает сопротивление внедрению экономического мышления. Но маркетинг не частный вопрос, он имеет отношение к самой сущности работы музея, т. к. сфокусирован на его взаимоотношении с обществом. Экономическая успешность – повышение доходов музея – не является самоцелью, она служит показателем нужности, полезности музея, интереса к нему. В данном контексте галерею можно трактовать как предприятие, торгующее смыслами и значениями. Нет смысла предлагать в галерее продукты ширпотреба или предлагать услуги, которые могут оказать в другом месте. Наоборот, необходимо заботиться о поддержке репутации галереи как такого места, где все необычно, все ценно, все только высшего качества. Это будет способствовать поддержанию правильного музейного имиджа, что крайне важно, т. к. такой имидж является залогом гораздо больших доходов в будущем. Маркетинг, привлечение средств, изучение аудитории, общественные связи должны стать приоритетными видами деятельности картинной галереи на данном этапе. Таким образом, укрепление связей галереи с обществом оказывается сегодня синонимом развития.

МИССИЯ И ПРИОРИТЕТЫ. Тактика и стратегия деятельности Приморской краевой картинной галереи должны выстраиваться как цепь взаимосвязанных осознанных поступательных движений, способствующих созданию в городе и крае самодостаточной, узнаваемой, имиджевой организации, способной стать ярким акцентом в жизнедеятельности региона. Ее миссия и приоритеты на данном этапе – создание единого музейного пространства региона, формирование единой позиции по представлению галереи как социокультурного института и его места в обществе в современных условиях, переориентирование «деятельности внутрь» на «деятельность наружу».

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ. Любой музей или галерея являются не только местом хранения и изучения материальной культуры и художественных ценностей, но и информационным центром. Смещение приоритетов с фондовой работы на разработку коммуникационных стратегий – общемировой показатель. Галереи и музеи мира меняют тактику работы, используя при этом приемы и технологии современных коммуникаций. Как Приморская картинная галерея может использовать изобилие и разнообразие своей коллекции и своих ресурсов? Как она может совершать серьезные и длительные усовершенствования, необходимые, чтобы убедиться, что галерея – часть современной социальной структуры? План действий должен основываться на нескольких принципах:

  • заявление права на “свою территорию” (широкий взгляд на “музейное пространство”);
  • определение культурных ценностей территории (не воспринимать культуру слишком узко);
  • практика мультидисциплинарного подхода.

И самое главное – музей не имеет право жить «от бога», т.к. долг служению обществу – первостепенный.

В статье использованы материалы
из Вестника Ассоциации Открытый Музей


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ВЛАДИМИР ЦОЙ

Его картины – яркие, радостные, раскрывающие поэзию и прелесть повседневной жизни. Но, поскольку Цой строит композицию, используя цвет, форму как модернист, его сцены предстают не лирическим отображением конкретного момента, а неким обобщением, почти символом. Тематическая композиция превращается в декоративное панно. Знакомясь с жизнью любого человека, сумевшего привлечь к себе внимание, обязательно сталкиваешься с моментами, которые определяют его судьбу.

И возможность выбрать Свой Путь предоставляется каждому человеку, а решаются выбрать и, тем более, следовать ему – единицы.

Авторские работы (более 30) вы можете увидеть на сайте «Восточного Базара» в разделе «АРТ-МАГАЗИН».



Добавить комментарий

Войти через соцсети