К О Н Ф Л И К Т – столкновение неудовлетворённых (неразрешённых) противоречий:

  • в человеке (внутриличностный конфликт);
  • между отдельными личностями (межличностный конфликт);
  • групповой конфликт.

    В межличностных отношениях простейшая схема такова:

    О Б Ъ Е К Т К О Н Ф Л И К Т А – то неделимое, на что претендуют оппоненты (за что «дерутся» или будут «драться»), например:

  • право, влияние, лидерство, владение;
  • несовместимые ценности, нормы.

    Главное в работе с конфликтом – ПОНЯТЬ, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ПРОТИВОСТОЯТЬ (каковы мотивы).


  • Управление конфликтом

    ФИЛОСОФИЯ КОНФЛИКТА. Конфликт есть всегда. Он может “дремать” (всегда есть неудовлетворённые или нерешенные противоречия). Готовьтесь: пробуждение неизбежно. Оно возникает с определенной периодичностью, и тогда конфликт становится актуальным. Конфликт может разрушать и созидать. Конфликт вызывает напряжение. Напряжение – это потенциальная энергия. Конфликт – это двигатель истории, развития отношений, внутреннего развития. Конфликт обнажает реальность: движущие силы ситуации, тенденции развития.

    Таким образом, конфликт – это энергия и информация. Это – Ваш ресурс. Конфликт разрушает (деструктивен), если им не управлять. У Вас всегда есть возможность управлять конфликтом. Пренебрегая или не владея управлением конфликта, руководитель учится проигрывать. Управляя конфликтом, руководитель определяет ситуацию.

    Деструктивность конфликта усиливается, если в ситуации не найден общий смысл (что и зачем мы делаем) или хотя бы кто-то из участников его не понимает. Неопределенность рождает напряжение.

    Конфликт можно начать разрешать раньше, чем он войдет в деструктивную фазу. Деструктивный конфликт можно перевести в конструктивный. ИТАК, когда Вы уклоняетесь от того, чтобы определять ситуацию, ситуация начинает определять Вас. «Если ты не идешь за судьбой – судьба тебя волочит за собой». Конфликт естественен: ни позитивен, ни негативен, он просто есть. Конфликт – это проявление сталкивающихся энергий. Природа использует конфликт как важнейший мотивирующий фактор для изменений. Конфликт – это не состязание. Выигрыш или проигрыш – это цель игры, но не конфликта. Обучение, рост, сотрудничество – вот средства для разрешения конфликта. Конфликт можно воспринимать как дар энергии, где нет проигравшей стороны. Разрешение конфликта – это уважение и принятие различий. Любой конфликт всегда начинается внутри нас.

    ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА. Источник де-структивного конфликта с другими – нерешенный конфликт с собой. Обратите внимание на свои “острые углы”. Вы можете проследить, как они провоцируют других на конфликт с Вами. Первый признак конфликта – блокирование потребностей (фрустрация). Как психологически устроен актуальный конфликт?

    ФАЗЫ КОНФЛИКТА.

    • Первая фаза: НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ.
    • Вторая фаза: РАЗДРАЖЕНИЕ (напряжение нарастает).
    • Третья фаза: АГРЕССИЯ.
    • Четвертая фаза: СОСТОЯНИЕ АФФЕКТА. Ситуацию определяет тот, кто деструктивный конфликт может перевести в конструктивный. Богатство человека – это его выборы вариантов решений. В состояниях агрессии и аффекта количество выборов падает до одного («достать» оппонента). Вы не помните цели, Вы не контролируете ситуацию. Вывод: ситуацию контролируют другие. Может быть, не в Вашу пользу.
    • Пятая фаза: ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ (сознательный или бессознательный). Если привычные способы поиска альтернатив уже исчерпаны Вами, попробуйте искать как-нибудь ещё.

    МЕДИТАЦИЯ. Закрываете глаза. Представляете конфликтную ситуацию. Затем представляете белый экран перед собой. “Опускаете” на него “поток сознания”: образы, картинки, звуки… Пусть поток течёт свободно. Не нужно сознательной регуляции. Отключите волю. Некоторые картинки повторяются, появляются сходные. Обратите внимание: они почему-то важны для Вас, они дают подсказку. Что Вам хочется сделать? Поищите пути к решению.

    «Мозговой штурм» во мне. Позволяйте себе любые, даже самые чудные, неправдоподобные варианты. Приостанавливайте критический анализ. Записывайте все варианты. При заминках делайте паузы. Не сдавайтесь раньше 15-20 вариантов. После таймаута анализируйте написанное на предмет возможности невозможного. У Вас есть возможность отнестись к своему творчеству доброжелательно. («А что если в воде ребёнок?»). Представьте себе один из последних, наиболее успешных для Вас дней. Посмотрите на себя со стороны – как бы ОН поступил? Представьте себе своего друга. Как бы он поступил? А как бы поступил Ваш враг? Как бы поступил человек, которого Вы считаете успешным? Как бы поступил Ваш любимый киногерой? Мысленно погружайте себя в ситуацию диалога с человеком, который весьма значим для Вас, опытен, умён. Поучаствуйте в этом диалоге. Какие вопросы задаёт Вам этот человек?

    Принятие решения (напряжение падает). Смысл управления конфликтом состоит в осознании конфликта, в выходе в объективную позицию и переходе от первой или второй фазы сразу к пятой. Если вторая и третья фазы все же случились, то, в первую очередь, необходимо принять меры, снижающие внутреннее напряжение, тем самым перейти в первую фазу и из неё в пятую.

    Основные этапы конфликта.

    1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими участниками и является предпосылкой конфликта.
    2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
    3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. д.), направленным на нанесение ущерба противнику. Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
    4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
    5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. д.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. д.)

    Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

    В следующем номере речь пойдет о моделях поведения личности в конфликте.



    Добавить комментарий

    Войти через соцсети