Частный капитал как инвестиционный ресурс российской экономики

Инвестиционная сфера отечественной экономики сохраняет явно выраженный кризисный характер. Реальный выход из общеэкономического кризиса, движение к более высоким рубежам требует реконструкций предприятий, создание высокоэффективного производства, способного быстро осваивать новую продукцию, а это означает необходимость инвестиций.

Показать, в чем состоит необходимость, условия и предпосылки инвестирования в Российскую промышленность; выявить и обосновать модель взаимодействия частных инвестиций, предприятия и банка- это является целью исследования данной проблемы.

По оценкам специалистов, сегодня рынком реально востребовано только 40-45% всего объема основных фондов промышленности, остальная часть по степени изношенности не отвечает спросовой коньюктуре и требует замены. Главная проблема на данном этапе экономических преобразований заключается в сохраняющихся крайне ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада.

Практика инвестирования в развитых странах показывает, что интеграция инвестиционной деятельности оказывается успешной при помощи механизма привлечения денежных вкладов частных инвесторов, развитом рынке ценных бумаг. В среднем по России более 20% всего объема доходов направляется на формирование сбережений.

При этом в состав сбережений включаются все банковские вклады, ценные бумаги денежного рынка и наличные деньги (в рублях и в валюте). В основном прирост сбережений происходит за счет покупки валюты. Неорганизованный характер сбережений- хранение значительной сберегательной массы в форме наличных рублей и валюты- свидетельствует о неэффективном использовании внутреннего потенциала экономического роста. Анализ объемов сбережений показывает, что «очень богатые» распоряжаются значительными финансовыми ресурсами, размещенными в России (70,5%) и за рубежом (29,5%). Они предпочитают не хранить свои сбережения на личных вкладах в банках, мотивируя тем, что при больших объемах сбережений банки информируют об этом налоговую инспекцию и, кроме того, они не уверены в гарантиях банков относительно конфиденциальности информации о размерах вкладов. Несмотря на то, что сбережения в наличных рублях являются приоритетной формой для 36,5% сберегателей, а наличная валюта- только для 12,7%, в общем объеме наличных денег(401,4 трлн. руб.) валюта составляет 76% (305,1 трлн. руб.) – согласно исследованиям Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.

У средне- и высокообеспеченных сберегателей значительные объемы сбережений (30-35%) были сконцентрированы в наличной валюте, и примерно 10-15% от общей суммы вкладов составляли валютные вклады в Сбербанке. В нынешней ситуации, после кризиса августа 1998 г., сбережения не только сохранились, но и значительно увеличились в цене, но, как активные сберегатели, они теперь еще меньше доверяют организованным формам хранения капитала.

Следует отметить, что наличный капитал частных инвесторов уже частично инвестирован в экономику, поскольку 70-50% этих денег, по утверждению самих респондентов, обслуживают неформальную экономику. Поэтому использование этого ресурса для инвестирования в формальные сектора экономики потребует не только повышения надежности финансово-кредитной системы, но и существенного реформирования налогообложения результатов хозяйственной деятельности как юридических , так и физических лиц. Масштабы привлечения инвестиций через механизм рынка ценных бумаг во многом определяются вовлечением в фондовый оборот крупных пакетов акций, участием в фондовых операциях через систему инвестиционных фондов, инвестиционных и страховых компаний. Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Но отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положению кредитных операций. Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практике дает сбой. По прежнему: остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность, падение доходности на финансовом рынке уменьшает инвестиционные возможности банков, уход государства из инвестиционной сферы в целом негативно сказывается на инвестиционном климате, большинство предприятий не готовы к приему инвестиций, немалая часть руководителей предприятий по прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это экономической ответственности, неясно, как реально будет работать налоговый механизм, насколько он будет способствовать инвестициям.

С учетом сказанного очевидно, что причины недостаточного участия банков в инвестиционной деятельности – отнюдь не просто в нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда пойдут и банки не будут препятствовать этому процессу.

Делая выводы, можно сказать, что низкий инвестиционный потенциал сберегателей определяется характером проводимой экономической политики. Снижение частного инвестиционного потенциала определяется нестабильностью в стране и ненадежностью деятельности банков. Вполне очевидно, что привлечение частного капитала в виде инвестиций способно радикально снизить уровень «инвестиционного голода». Реализация сбалансированного комплекса первоочередных мер должна вестись по следующим направлениям:

  • активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса;
  • непосредственное создание организационных и институционных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности.

Необходимая концентрация финансовых средств в банковской системе, с помощью которой можно было бы осуществлять перелив капитала с ориентацией на приоритетные направления развития отраслей народного хозяйства. Необходимы экономические и организационные инструменты, направляющие денежные потоки на подъем инвестиций.



Добавить комментарий

Войти через соцсети