Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



Уважаемые господа бизнесмены! Присоединяйтесь!

Рано или поздно мы начинаем осознавать простую истину: в любом бизнесе наступает момент, когда для его дальнейшего устойчивого и успешного развития одних экономических мер уже явно недостаточно, - необходимы вложения в социокультурные проекты. Именно этим проектам посвящены наши рубрики «Русское Зарубежье», «Концепция», «Искусство и бизнес. Определяйтесь, что Вам ближе. Редакция «ВБ» всегда готова к сотрудничеству.                       Игорь   П е т р е н к о   (4232) 26-66-77



Музей со стульями

Начиная разговор о новой концепции жизнедеятельности Приморской краевой картинной галереи, хотелось бы оговориться, что это не заказной материал. Не заказной, но заказанный временем и стремительно развивающимися событиями.

Безусловно, новое время диктует новые правила игры. Картинная галерея - организация априорно устойчивая и даже, может быть, немного консервативная, не может остаться в стороне и ищет свой путь к процветанию. Другой вопрос, что поиски эти могут завести не туда, куда хочется.

Приморская краевая картинная галерея была создана в 1966 г. На сегодняшний день это культурно-образовательный центр с обширными (более 5000 единиц хранения) фондами, специализированной библиотекой, разновозрастной аудиторией, со своими традициями и историей. В ее активе сотни международных выставок, арт-проектов, образовательных и художественных программ. По сути, галерея является единственным в крае художественным музеем.

Но прежде чем говорить об обновлении галереи, стоит оглянуться на опыт зарубежных музеев.

Примерно до 60-х годов прошлого века основным направлением музейной деятельности было образование, но с 80-х гг. музеи стали трансформироваться в научно-исследовательские центры. Последнее десятилетие XX века поставило музеи и галереи перед жестоким выбором - или менять свои приоритеты, или … тихо умирать. Правда, в этом нет ничего нового: подобный период пережили музеи США и Европы в послевоенное время. Они тоже оказались перед выбором и попытались найти выход из поистине пиковой ситуации. Была откинута модель «слияния организаций»: созданные «монстры» оказались неповоротливыми и малоэффективными.

Выживали организации, разработавшие свои, оригинальные концепции, в которых служение обществу органично бы сливалось с коммерческой деятельностью. Это было открытием для музеев и галерей - и это граничило с неприличием, ведь музей рассматривался как храм, как сакральное место, где слова «бизнес-план» и «коммерческая обоснованность проекта» граничили с кощунством. Однако, оказалось, что бизнес не мешает вести творческую деятельность, а художественные проекты не мешают коммерции. На сегодняшний день немалую долю бюджета зарубежных галерей составляют банковские проценты, доходы от кафе и магазинов, аукционов и   т. д.

Экономическая составляющая, однако, отнюдь не ведущая в миссии музеев и галерей. «Музей не храм - но форум», - сказали одни. «Наша задача - сделать музей достоянием всего человечества», - сказали другие. Именно служение общественности стало главной причиной существования многих музеев (в отличие от, скажем, служения коллекции или искусству, как было принято в 30-е годы). Многие организации стали «музеями со стульями» или, если вам угодно, музеями, где главным приоритетом стало удобство посетителя. И многие работники галерей и музеев стали понимать, что главным критерием оценки их деятельности становится не вышестоящее начальство, не узкий круг экспертов и специалистов, а те сотни и тысячи людей, что проходят через их залы.

Еще одна отличительная особенность сегодняшнего музейного мира - создание сетей, в которые входят почти все культурные организации за рубежом. Это всевозможные ассоциации, объединения, клубы, сообщества… Кооперация стала залогом выживания, а взаимная поддержка и помощь - путем к успеху. Например, все музеи Мексики объединены в единую сеть, оставаясь при этом автономными и самостоятельными организациями. Голландцы поступили еще более радикально: очень многие музеи сейчас частные, и директора несут полную ответственность за свой музей или галерею. Коллекции, правда, при этом остались государственными.

В России почти все музеи государственные. Лимитированное финансирование, отсутствие свободного выбора стратегии, отсутствие рыночного опыта… Но нам тоже придется найти свою дорогу и разработать собственную тактику и стратегию развития. У нас просто нет выбора - мы обязаны это сделать, чтобы не пропасть.


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ВЛАДИМИР ПОГРЕБНЯК. Родился в 1965 г., окончил Владивостокское художественное училище в 1991 г. (факультет дизайна).

Владимир Николаевич Погребняк, 1956 г. р., живописец, член Союза художников России с 1990 года, участник краевых, зональных, республиканских и международных выставок с 1978 года.

Произведения В. Погребняка хранятся в собраниях Хабаровского, Читинского, Сахалинского художественных музеев, Приморской картинной галерее, Дирекции художественных выставок (г. Москва), галереи современного искусства «Артэтаж» (г. Владивосток), в частных коллекциях России и за рубежом.

Отличительной особенностью произведений художника является своеобразная трактовка действительности с изрядной долей юмора и любви к изображаемому. Его работы интересны «примитивной» манерой и воспринимаются зрителем как своеобразный диалог, откровение Мастера.

Авторские работы (более 30) вы можете увидеть на сайте «Восточного Базара» в разделе «АРТ-МАГАЗИН».

Воронина Светлана

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке