Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



Как создать высокоэффективную организацию (часть 2)

Непременным условием существования высокоэффективной организации является создание возможностей обсуждения и постоянной коррекции концепций развития организации, разнообразных проектов, идей - своеобразного "мыследрома". Создать "мыследром" очень сложно, сложно и поддерживать его эффективную деятельность. Для этого проводятся так называемые сессии проектирования, которые представляют собой деловые игры с определенным сценарием и методическим обеспечением - плакатами, таблицами, схемами, часть из которых представлена на этой странице.

Ассоциация прикладной эргономики предполагает распространение брошюры, описывающей технологию создания высокоэффективной организации, и плакатов, которые могут использоваться в организации сессий проектирования.

Смысл сессии проектирования - формирование корпоративного сознания работников организации, повышение энергичности и эмоциональной заинтересованности персонала в профессиональной деятельности, что должно привести к повышению амбициозности организации, а значит, не только к увеличению прибыли, но и к гуманизации процесса управления.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ СЕССИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ проводится процедура согласования мнений участников сессии об основных проблемах, главной цели, частных задачах и методах развития организации, индивидуальном стиле руководства, сильных и слабых сторонах первого лица и т. д.(полный перечень компонентов, формирующих концепцию и программу ее реализации дается в брошюре). Процедура согласования представлена на иллюстрации. Каждый лепесток (овал) представляет поле мнения отдельного участника обсуждения. Как видно, общая площадь согласующихся мнений обычно невелика. Задача первого этапа - расширить эту общую площадь, то есть добится согласования по наибольшей части проблем. Суть этого процесса можно выразить с помощью фразы "договоримся, как будем договариваться". Зачастую процедура согласования травмирует работников организации, так как разрушает их представления о собственной эффективности и эффективности организации в целом. Но эта процедура необходима, так как она заставляет отказаться от "затасканных стереотипов" и перейти к осмысленной работе.

ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭТОГО ЭТАПА - понимание того, что раньше называлось коллективом. Как правло, участники сессии с большим трудом приходят к осознанию понятия "коллектив" - то, что создано обстоятельствами (здесь живу, здесь и работаю), характеризуется инновационной пассивностью (скептическим отношением к управленческим нововведениям), инертностью и, зачастую, абсолютным торжением нового. Характерная черта коллектива - это потребительство, деятельность по инструкциям и всегда - беспринципность. Эффективность деятельности такого коллектива зависит от искусства руководителя воздействовать на каждого: одним членом коллектива надо командовать, другим руководить, третьим управлять. И поэтому окончательный результат действий коллектива зависит от искусства воздействия и энергии первого лица.

Эти открытия неприятно поражают, но они абсолютно необходимы для сознательного движения к созданию эффективной организации, формирующейся на интересе. Люди, имеющие интерес в развитии организации,- это люди, на которых не надо воздействовать, как на членов коллектива. Их интерес и есть причина их активности. Они вкладывают в будущее дело свои деньги или собственную активность, оформленную в виде амбициозных проектов деятельности. Совокупность нескольких проектов деятельности составляет общий проект развития организации, а директора проектов составляют команду. На стадии формирования компании ("штурманское состояние") разрабатываются общие принципы, формируется образ желаемого будущего, а суммарный результат равен сумме всех долей активности (проектов) плюс синергия (1+1=3). Функционирование команды проекта развития организации - это "пилотское" состояние, для которого разрабатываются цель, правила и прописываются роли и технологии взаимодействия.

ВТОРОЙ ЭТАП - это принятие методологии миссии организации, концепции развития организации, корпоративной стратегии, системы управления и технологии включения высокой мотивации всех участников проекта. Миссия - это краткий текст о том, зачем явилась эта организация в рыночный мир и в чем ее "эксклюзивность". Концепция развития - это основные идеи и принципы, заложенные в программу организационного развития, которую образно мы называем "икона проекта развития", которая строится по схеме: проблема (как сумма "узких мест", недостатков, факторов неэффективности, "организационных патологий"), основные задачи (количество задач должно быть больше либо равно количеству "неприятностей", составляющих проблему) и несколько методов решения поставленных задач (принцип вариабельности методов).

 


Тушкин Евгений Рюрикович (1947-2018)

Должность:
консультант по управлению (Амстердамский стандарт)
Образование:
Московский институт электронной техники – физико-технический факультет, Московский государственный университет – факультет психологии.
Сайт:
www.tushkin.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь