Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей



Управленческое консультирование - один из наиболее эффективных элементов интеллектуального модуля рыночной инфраструктуры (второй модуль - материальный) так же, как и в течение теперь уже более чем 10-ти перестроечных лет по большому счету продолжает оставаться на периферии пространства реформирования российской экономики вообще и приморской в частности. Деятельность местных консалтинговых структур происходит преимущественно на площадках хозяйствующих субъектов, а поскольку в Приморье нет глубокого и системного анализа рынка консалтинговых услуг, то весьма сложно оценить степень его развитости и достаточности в контексте регионального развития.
Думается, что консультанты, в большинстве своем, приспособились к сложившемуся темпу экономического развития региона и проживают его локально и независимо. На фоне наработанного за последние 10 лет опыта небольшого количества успешных консалтинговых проектов, к сожалению, неописанных, а, следовательно, неизвестных большинству населения, преобладают разовые образовательные проекты, масштабы которых в лучшем случае способствуют дискретной, локальной кооперации управленческих консультантов.
Поэтому отсутствие деловых контактов между субъектами консалтинговой деятельности в крае, дефицит профессиональных коммуникаций по поводу современных технологий управленческого консультирования и многое другое является косвенным подтверждением того, что экономика региона не вышла в режим развития.



Муниципальный консалтинг - индикатор регионального развития

УТВЕРЖДЕНИЕ. Взрывной (качественный и количественный) рост рынка консалтинговых услуг, как признанный во всем мире индикатор радикальных качественных изменений, в народнохозяйственном комплексе Приморского края отсутствует (в отличие от Европейской России).

Локализация консалтинговой практики по отдельным предприятиям в крае, кроме всего прочего, является результатом дефицита крупных, амбициозных, социокультурных проектов, требующих объединения совместных усилий нескольких групп управленческих консультантов. Поскольку таких проектов нет, то нет необходимости в консолидации, в развитии, в обмене опытом специалистов по управленческому консультированию. О дефиците консорциальных проектов (т. е. масштабных проектов, требующих консолидации интеллектуальных, предпринимательских, административных и иных усилий) в крае я говорю и пишу уже не один год, тем более что прошлогодний Форум АТЭС выявил множество недостатков в региональном проектном пространстве, один из которых - отсутствие межмуниципальных проектов. Мне не удалось обнаружить также какие-либо межрегиональные проекты, если не считать таковыми Федеральные проекты и программы. Глубоко уверен в том, что это еще один индикатор продолжающегося эволюционирования российской экономики, что на фоне промышленной и социокультурной революции в Китае весьма печально.

Опыт работы отечественных консультантов по управлению показывает, что заказ на управленческое консультирование, как правило, формируется у предприятий динамично развивающихся, когда у собственников или у топ- менеджеров предприятий появляется предчувствие или уже понимание того, что теряется управляемость со всеми вытекающими для бизнеса последствиями. И то, что количество заказов на консалтинг от предприятий почти всех форм собственности, кроме государственной, возрастает, является подтверждением исторически сложившихся объяснений консервативности властных структур, ее перманентной кондовости и инерционности.

С подобного рода историческими констатациями традиционной консервативности государственного управления в стремительно меняющемся мире, на мой взгляд, невозможно согласиться, и у меня в данном случае остается надежда на то, что подход к государственному управлению в самое ближайшее время кардинально изменится. Тем более что Президент зафиксировал это в своем ежегодном послании следующим образом:

«…Мы стоим перед лицом угроз. Наш экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконкурентоспособны…»

(В. Путин "Послание Федеральному Собранию Российской Федерации")

Вообще говоря, неэффективность системы государственного управления проявилась наиболее ярко в процессе реформирования российской экономики, когда фактически за 6 лет самый богатый в мире собственник (госимущество и имущественные права по состоянию на 1990 г. оценивались в триллионы долларов) лишился более половины своего имущества, получив в результате приватизации во много тысяч раз меньший доход по сравнению с реальной стоимостью отчужденных активов. Хаос в экономике, разрывы хозяйственных связей, вакуум ответственности, резкое снижение и без того невысокой эффективности и другие негативы - свидетельство дезорганизации системы государственного управления. Одной из причин низкой эффективности государственного и муниципального управления является фактическое отсутствие консалтинговой инфраструктуры. Именно поэтому процесс качественного реформирования системы государственного управления представляет собой объективный императив развития на основе существующих научных теорий управления и реальных управленческих практик.

Перестройка системы государственного управления представляет собой длительный и сложный процесс изменений, требующий методологической поддержки и консалтингового сопровождения. Государственный и муниципальный консалтинг, получивший развитие в деятельности стран-лидеров мировой экономики, давно подтвердил свою эффективность, особенно в решении одной из базовых проблем - низкой производительность труда т. н. "белых воротничков" (инженерно-технических работников предприятий, менеджеров, чиновников и других работников). В России, к сожалению, все еще сохраняется весьма равнодушное отношение к данной сфере т. н. "нематериальной" деятельности и непонимание того, что во многом благодаря этому виду деятельности произошли и происходят вполне материальные, стратегические прорывы к вершинам социальной эффективности.

Опыт государственного и муниципального консалтинга в зарубежных странах выделяет 5 причин, обосновывающих необходимость применения внешнего консультирования.

П Р И Ч И Н А 1. Почти постоянно во всех странах существуют ограничения по приему на работу новых чиновников. Борьба с ростом численности госаппарата перманентна и малоуспешна. Существующего штата сотрудников едва хватает для того, чтобы выполнять оперативную работу. Специалистов для диагностики сложившихся процессов деятельности и поиска процедур, повышающих производительность, нет.

П Р И Ч И Н А 2. Существует объективная потребность в специальных знаниях и навыках, которые трудно найти внутри государственного предприятия, в том числе в администрациях.

П Р И Ч И Н А 3. Внешних консультантов можно использовать для решения стратегических и одноразовых проблем, и поэтому менеджмент власти не несет долговременных затрат.

П Р И Ч И Н А 4. Высокие темпы реализации проектов требуют проектного управления, что при существующем качестве государственного менеджмента под силу только управленческим консультантам.

П Р И Ч И Н А 5. Объективность, независимость и профессионализм внешних консультантов по управлению.

Муниципальная Консалтинговая Группа «КОНТУР - XXI век» оформилась в результате первого в Приморском крае опыта смешанного консультирования, инициированного сначала отделом, а впоследствии Комитетом регионального развития Администрации Приморского края с подключением опытных специалистов различных областей управленческой деятельности.

Это был тот самый масштабный проект, когда для решения сложнейших, комплексных проблем муниципальных образований (МО) потребовалось объединить усилия многих специалистов-управленцев, экономистов, психологов, методологов. В составе МКГ «КОНТУР - XXI век» в восьми муниципальных образованиях работали, кроме сотрудников Комитета регионального развития Администрации Приморского края, хорошо известные в крае, эффективно действующие в своих бизнесах интеллектуальные предприятия:

  • "Центры культуры управления";
  • НПСЖ г. Владивостока;
  • кадровое агентство "Успех";
  • Приморская ТПП и другие.

Группа консультантов МКГ «КОНТУР - XXI век», работавшая с муниципальными образованиями (МО), насчитывала, как правило, 10-15 человек и состояла из Руководителя группы, ведущих консультантов и ассистентов. В качестве внутренних консультантов выступали сотрудники администрации Приморского края в количестве 2-3 человек. Исходя из того, что для объекта консультирования был явно непривычен, режим т. н. "глубокого погружения", работа проходила в 8-10 часовом режиме в течение 2-3 дней. Работая в режиме постоянного дефицита времени, приходилось использовать весьма экономичные техники и дайджест-технологии. Алгоритм работы управленческих консультантов включал в себя следующие модули (рис. 1).

Деятельность МКГ "КОНТУР - XXI век" включала в себя проведение т. н. "полевого консалтинга" в восьми муниципальных образованиях края (таблица 1).

Выездные сессии проектирования в "полевом" формате дали возможность Комитету регионального развития Администрации Приморского края и МКГ «КОНТУР - XXI век» в режиме непривычных для муниципалов мыследеятельностных коммуникаций получить, что называется из первых уст, представление о состоянии дел на территории муниципального образования и, самое главное, увидеть и почувствовать людей, без энергетики, организованности и профессионализма которых не может быть никакого регионального развития. Для участников процесса "полевого консалтинга" в муниципальных образованиях края - чиновников местных администраций, бизнесменов, менеджеров, представителей общественных организаций и других активных жителей территорий - это была неожиданная и весьма редкая, как оказалось, возможность познакомиться с современной и весьма эффективной технологией интеллектуального поиска выхода на значительно более высокий уровень жизни.

Опыт более чем десятилетнего освоения нового хозяйственного механизма в России и осмысление причин низкой эффективности регионального и муниципального менеджмента дает мне основание утверждать, что причиной нереализованности большинства стратегий является не столько отсутствие системного мышления и недостаток волевых усилий топ-менеджмента, сколько инерционность сложившейся в недрах нашего сознания "картины мира".

В то время как окружающий нас мир динамично, качественно и количественно меняется, "картины мира" населения, предпринимателей, да и многих топ-менеджеров территорий хранят в себе "историческую память" административного управления прошлого столетия. Таким образом, между "картиной (моделью) мира" внешнего и "картиной (моделью) мира" внутреннего создается пространство, которое может стать либо "пространством развития", либо "пространством смерти" для любого субъекта хозяйствования: предприятия, отрасли, муниципального образования, региона, федерации (рис. 2). Возможность выбора в таком случае зависит, в первую очередь, от понимания того, что для того чтобы стать "пространством развития", необходимо не только консолидироваться, как к этому призывал президент в своем послании, а в очень короткий промежуток времени ИЗМЕНИТЬ содержание регионального и муниципального менеджмента РАДИКАЛЬНО.

Негативный исторический опыт трансформации административной системы управления в рыночную сформировал у россиян "картину мира" далеко не радужных цветов. По мере движения вниз по иерархической линии управления от уровня РФ до уровня муниципальных образований в "картине мира муниципального образования" преобладают серые и черные тона. В такой ситуации очень важно не оставить муниципалов один на один с их проблемами и обеспечить эффективное консалтинговое сопровождение процессов муниципального развития.

В противном случае все действия по разработке и реализации стратегий, программ, планов развития останутся благими намерениями. Именно в этом месте есть смысл зафиксировать важность роли УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ в региональном и муниципальном пространстве и заявить об очевидности того, что без квалифицированной помощи по переосмыслению сложившихся представлений "картины мира (моделей)" региональных и муниципальных менеджеров выйти на новый уровень качества жизни в сравнительно короткий промежуток времени вряд ли удастся.


Галлямов Фират Фаритович

Должность:
к.э.н., руководитель Консалтинговой группы «КОНТУР-21 век», сертифицированый по международному (амстердамскому) стандарту СМС-консультант по управлению
Компания:
МКГ "Контур - XXI век"
Образование:
1971 г. – Казанский Авиационный Институт, радиотехнический

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь