Заметки практика на полях жизни

Вопрос поставлен: КАК ПОМОЧЬ ТАЛАНТЛИВЫМ ДЕТЯМ? Мы решили не просто декларировать ответ, но и действовать! Появилась необходимость как-то поддержать рисующих детей: материалами, деньгами. Стали прицениваться, сколько СТОЯТ детские рисунки? И тут нас выручили все, кто принимал участие в акциях в поддержку одарённых детей! Детские работы буквально поселились в офисах и заняли достойное место наравне с творениями больших мастеров!

Сначала украсили детскими рисунками бывшие доски почёта, пустующие и никому не нужные. Потом всё это цветное великолепие перешло на бетонные стены города. И появился проект “Дети-художники городу”, в рамках которого юные художники ежегодно дарили свои произведения жителям Владивостока, посвящая рисунки дням города и просто выполняя заказы фирм (“Приморский кондитер”, “Кока-кола”, “Монастырская вода”, “Нестле”, “Гормолокозавод”). Сколько было переживаний: “ДЕТИ рисуют Кока-колу! Как можно?” Пришло новое время! Ведь дети, получая знания в профессиональных художественных школах, затрачивая на ЭТО немалые душевные силы, применить эти знания не умеют. Привлекая детей к данной акции, мы нашли обучающий компромисс: теория дизайна, плаката и практического воплощения на стенах. Программа получила название: “Промышленный дизайн”. Нет ничего плохого в том, что дети приведут в порядок место, где живут. Главное, вспомните своё детство. Только в этот период своей жизни мы и были способны совершать подвиги и СОЗИДАТЬ!

Подводя итог своей деятельности, мы назвали нашу программу “Созидатели ХХI века”. Она просуществовала много лет. Сюда вошли направления: “Промышленный дизайн”, “Дети-художники за экологию земли”, “Дети-художники городу”, многолетние фестивали с мастер-классами.

У меня никогда не было сомнений в том, что дети должны быть самостоятельны и уметь реализовать свои мечты и желания. Получая радость общения с юными талантами и некий профессиональный опыт, мы поняли, что нет и не может быть единой для всех и на все времена последовательной обучающей системы. Мы с грустью видели, что дети уходят поодиночке в никуда по дорогам жизни. И один на один переживают свои трудности врастания в общество.

Отсюда и появилось понимание, что крайне необходимо с раннего возраста развивать навыки общения в социуме, лидерские качества, давать знания о психологии человека и общества. Так мы стали обдумывать лидерские обучающие программы. И появилась новая идея! Новый проект на этот раз был задуман как долгосрочный – “Наши дети”. Он направлен на развитие и закрепление лидерских качеств. Чтобы дети, объединённые одной идеей, вооружённые знаниями, могли прийти на помощь другим детям.

ДЕТИ – ДЕТЯМ. Сам проект состоял из ежегодных, адаптированных к сегодняшнему времени программ. Воплощая их в жизнь, дети достигают вполне конкретных целей. Основой программ являлись фестивали, проводимые летом в различных местах края с последующей работой в течение года на семинарах по закреплению приобретённых навыков. Семинары проводились во Владивостоке в ПКДКГ, куда съезжались участники программы из разных городов, там же проводился анализ-консультация по итогам работы лидер-клубов на местах. Уникальность проекта – в его долгосрочности и последовательности.

В проект входит многолетняя поддержка тех детей, которые прошли обучение. В его основании заложена надежда на то, что дети сами смогут реализовывать свои проекты, стать инициативным ядром в местном сообществе. Последние четыре года рабочей площадкой для реализации проекта служил летний оздоровительный лагерь в п. Преображение (отсюда и название программ “Время Преображения).

Участникам программы предстояло придумать проект, научиться его писать, защитить, а главное, реализовать на территории лагеря либо посёлка (например, было расписано панно в п. Преображение, проведена экологическая акция по побережью). Всё сделанное позволило нам убедиться в жизнеспособности проекта. Сегодня появилось достаточно много новых технологий для реализации любой идеи. Мы воспользовались программами, по которым работают профессионалы-психологи. И эти авторские программы были проверены на практике нашего проекта. Получились хорошие результаты – дети смогли сами реализовать свои проекты в местах проживания (без кураторства взрослых!). Для популяризации метода была написана методичка “Воспитание лидеров” (психологами Ягодиной Т.Н. и Шаховой О.В.), проведена конференция “Молодежное лидерство и поиск партнерства”, где прозвучал обмен мнениями.Готовится к изданию каталог. Опираясь на наш положительный опыт при реализации проекта, хочу предложить рассмотреть некоторые предложения:

  • Отделу по делам молодежи и управлению культуры города использовать наш опыт на благо развития города и разработать дополнительные социальные программы для детей-художников. Пусть они будут конкурсные, с привлечением руководителей детских художественных школ, но это будет полезно как для школы (которая давно не живет в реальной жизни), так и для детей (для развития патриотических чувств и любви к городу).
  • Закрепить постоянный участок в качестве экспериментальной площадки за учебными учреждениями культуры (художественного направления) для практической реализации проектов по дизайну окружающей среды.
  • Найти возможность обучить студентов-психологов лидерской программе для их участия (в качестве волонтеров-консультантов) в последующих программах. Подводя итог, замечу, что проект “Наши дети” развивает любовь к родному краю, побуждает к труду на благо процветания России.

А что же галерея? Подросткам Владивостокского лидер-клуба было выделено помещение с офисным оборудованием. Но мы не хотим подменять государственные структуры и другие организации, которые по долгу службы отвечают за работу с молодежью. Мы за сотрудничество. Готовы и дальше продолжать развивать такой аспект работы галереи, как работа с населением, т.е. с детьми и их родителями. При этом мы не изменяем своим приоритетам – мы сохраняем прежнюю любовь к детским произведениям.



Добавить комментарий

Войти через соцсети