Исторически город Владивосток был исполнен символичности собственного значения. Будучи основан как военный пост, впоследствии он стал военным портом, затем – морской крепостью первого класса и одновременно городом со всеми присущими атрибутами самоуправления и мощным предпринимательским сословием. Главной привлекательной чертой Владивостока была реальная возможность личной самореализации.
Восстановление Триумфальной Арки – это повод говорить о предпринимательском сословии, о его целях, задачах, стратегиях и ответственности, о его смыслах, представлениях и философии, о его открытости обществу и осознании своей миссии.

Именно на это работает проект “Предпринимательское содействие социокультурному развитию Владивостока”, который реализует негосударственное учреждение “Триумфальная Арка”.

Целью проекта является содействие формированию среды гражданского общества: единение городской общественности и предпринимателей как основы гражданского согласия; объединение предпринимателей вокруг идеи предназначения себя и своего дела, предназначения обществу, Родине, развитию.


Арку построили. Что дальше?

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, волнует, пожалуй, всех, кто имеет неформальное отношение к восстановлению Триумфальной Арки. Как говорят мудрецы, смысл чего-либо проявляется в большом историческом времени. Поэтому “зачем” и “для чего” Арка во Владивостоке, мы узнаем немного позже. Сейчас же можно указать на некоторые “очевидности”, которые Триумфальная Арка высветила своим появлением.

Очевидность эстетическая. Арка представляет собой красивое архитектурное сооружение. Про такое говорят: “Глаз радует”. И это первое впечатление очень правильное, потому что Арка была построена “на радость и любование”. У нашего города появилась еще одна уникальная особенность. И такого больше нет нигде.

Очевидность историческая. Арка была построена в 1891 году по инициативе и на средства горожан и разрушена в 30-ых годах 20 века. Её восстановление в 2003 году стало актом исторической справедливости, потому что восстанавливая такой объект, мы восстанавливаем живую память и преемственность. Мы медленно возвращаемся в свою историю. Постепенно вспоминаем, что у нас была история и до 1917 года. Основной смысл этого воспоминания заключается не только в том, чтобы вспомнить и перечислить, но и в том, чтобы восстановить сопричастность этой истории. Принятие своего возможно только через чувственное переживание. Без соответствующих символов это сделать крайне затруднительно. Арку, конечно, построили недавно, но есть чувство, что она пришла к нам из глубины времен. Более чем тысячелетняя история российской государственности – это наше историческое наследие.

Очевидность религиозная. Вообще-то в русской традиции в честь знаменательных событий было принято строить не арки, но часовни. Триумфальные (победные) арки больше характерны для Европы. Особенность Владивостокской арки состоит в том, что она соединяет в себе и арку, и часовню. Поэтому, не беря на себя смелость размышлять о религиозности, можно уверенно предположить, что Триумфальная Арка создает вокруг себя определенную ритуальность. Это могут быть, к примеру, свадебные обряды. “Что уместно возле Арки, а что нет?” – это вопрос принятия сооружения и отношения к нему со стороны населения.

Очевидность событийная. В первом послании Федеральному собранию президента РФ В.В. Путина содержался тезис о необходимости “собирания страны”. Вокруг каких точек (событий, имен, ценностей) может и должна происходить эта сборка? Строительство Храма Христа спасителя в Москве, захоронение останков царской семьи в Петербурге, прославление адмирала Федора Ушакова в святые в Сарове, празднование 100-летия канонизации Преподобного Серафима, грядущее освящение Храма на крови в Екатеринбурге – вот событийный ряд, в котором может быть осмыслено восстановление Триумфальной Арки во Владивостоке. Арка – это символ присутствия государства Российского на Тихом океане.

Таковы “очевидности” Арки. Однако есть и неочевидные моменты, которые имеют не меньшее значение.

НЕочевидность антропологической идентичности. Триумфальная Арка была построена в честь приезда во Владивосток Цесаревича Николая. Почему заброшенные за тысячи миль от центральной России люди с таким тщанием приветствовали приезд наследника престола? Ответ кроется в их духовном складе и действующей иерархической системе персонального восприятия. Православный царь выступал как предельный антропологический тип, как образец, ориентируясь на который человек получал осмысленность своей собственной жизни. Об этом пишет профессор Ю.В. Громыко (www.mmk-mission.ru): “В соответствии с идеями традиционной Российской государственности верховный правитель, стоящий во главе государственной власти в России, будучи помазанным на царство в соответствии с таинством православной церкви, являлся главным Христомиметом – подражателем мукам Христа. Но одновременно он был вписан в священные пантеоны всех основных традиционных религий России. Выделение подобного личностно-духовного основания власти верховного правителя выступает единством внешних самоопределений России и ее внутреннего конституирования”. Без такого антропологического отнесения человек не мог существовать, а у поселения не было будущего.

НЕочевидность геополитической идентичности. По мнению многих аналитиков, после драматических событий 11 сентября 2001 года в США мир стал другим. В частности, стало возможным открытое обсуждение вопросов, ранее считавшихся некорректными. Для нашей страны – это “вопрос о русском народе как субъекте традиционной российской государственности”. Здесь, конечно, надо сразу отметить, что “сакральная основа Российской государственности состоит в том, что Россия, являясь священным царством, создавалась не для захвата других территорий и покорения все новых и новых народов, но для обретения вошедшими в нее народами бессмертия” (Громыко Ю.В.).

Понимание этого может иметь важное значение в условиях, когда старый способ удержания земель через их заселение больше не работает. Сегодня дело не в том, сколько населения проживает на территории, а в том, какое это население. Осваиваются не земли, осваивается сознание людей. Невозможность закрытия от этого воздействия предполагает повышенные требования к самоопределению населения (и в первую очередь его наиболее активных представителей) осваиваемых земель, к которым относится и Дальний Восток России.

НЕочевидность стратегическая. Если согласиться с вышеназванными “НЕочевидностями”, то перед Дальним Востоком, Приморьем, Владивостоком возникает как минимум два пути развития. Во-первых, мы можем продолжать выполнять и наращивать разнообразные сервисные функции, что, несомненно, является делом первостепенной важности. С другой стороны, предположив, что развитие имеет внеэкономическую природу, мы можем заявить о том, что у нас есть собственный цивилизационный голос в азиатском диалоге. Внесение в повестку дня этого диалога вопросов духовных ценностей и горизонтов представляется чрезвычайно перспективным. Азиатская стратегия России или, как раньше было принято говорить, миссия прервалась в 1905 году. Триумфальная Арка напоминает, что у новой стратегии должны быть духовные основания.

Безусловно, намеченные в этой статье темы не только важны, но и емки по содержанию, и потому нуждаются в дальнейшем развитии. Более того, многие из них (такие, как символичность, событийность, пространственность и др.) остались “за кадром”. Надеемся, что статья положит начало большой работе по обсуждению этих вопросов, и это станет возможным в том числе при содействии сайта www.sodeistvie.info.



Добавить комментарий

Войти через соцсети