“Восточный Базар” – это площадка, где предприниматель может рассказать не только о своем бизнесе, но и о тех препятствиях, которые стоят на его пути. Успех, как правило, сопутствует тем, кто видит немного дальше других, кто обладает даром стратегического мышления, стратегического видения. О стратегии в бизнесе на страницах журнала говорится немало. Сегодня этим занимается и Тихоокеанский Центр стратегических разработок. Думаю, будет уместным предложить на страницах “ВБ” высказаться его авторам о том, каким они видят Приморье, что могут сделать они сами, что должны сделать власти, что следует сделать Президенту для того, чтобы бизнесу здесь было комфортно, чтобы капитал сюда стремился, чтобы люди сюда ехали работать, а возможно, и отдыхать…

Ю.А. Авдеев,
научный руководитель Тихоокеанского ЦСР

О стратегии России в АТР

Принципиальным направлением решения проблем российского ДВ видится усиление геополитической ориентации России. Переход к новой парадигме заключается в наращивании вектора экономического, военного, культурного присутствия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А острием этого вектора является Приморский край и Владивосток. Но если позитивная динамика предыдущих десятилетий вселяла некоторую надежду на будущее, то последнее не оставляет ровным счетом никаких шансов. Население Дальнего Востока сократилось более чем на 12%, сокращается военное присутствие, уменьшается число занятых на предприятиях обрабатывающей промышленности.

Современное экономическое положение и административный статус края делают невозможным выполнение этой миссии. Потенциал территории позволяет собственными силами в лучшем случае подкрасить фасады инфраструктурных объектов прошлых лет, тогда как задача – создание принципиально новой инфраструктуры, соответствующей или превосходящей уровень, достигнутый за последние полвека странами АТР.

Решение этих задач сложнее тех, которые способен взять на себя рынок. Потенциал региона не сопоставим с масштабом проблем, даже при наделении его соответствующими полномочиями и с приданием статуса особой территории (СЭЗ, порто-франко и т. п.). Без целенаправленной, последовательной и системной деятельности государства задача экономического подъема Дальнего Востока не осуществима. Как 300 лет назад воля и целеустремленность Петра I позволили прорубить окно в Европу и заложить столицу новой России, так и сегодня у нас еще есть исторический шанс выйти в АТР за счет широкомасштабного и интенсивного экономического подъема локальных территорий дальневосточных регионов. Их развитие будет стимулировать активизацию экономической деятельности многих других территорий, а в конечном счете придаст мощный импульс развитию новой России в этом столетии. Государство только тогда окажется на уровне, когда оно свои права и обязанности не будет отдавать на откуп отдельным общественным или имущественным группам, не станет их заложником, а будет последовательно проводить свои интересы через наиболее динамично развивающиеся регионы.

У Президента есть сегодня уникальный исторический шанс “прорубить окно” в северо-восточную Азию и через него получить мощнейший импульс экономического, социального и политического развития России.

Сделать это можно только через существенную активизацию всех сторон жизни в этом регионе, путем последовательного наращивания Владивостоком функций столицы Тихоокеанской России, российского центра в Азии.

Следуя логике основных мировых тенденций, долгосрочная стратегия развития Приморского края Тихоокеанским Центром стратегических разработок рассматривается именно в этом направлении. Слияния и поглощения становятся важнейшим условием устойчивого развития капитала. При этом важно, чтобы субъект федерации, как государственная структура, сыграл лидирующую роль в формировании таких экономических субъектов.

Успех обеспечивается через согласование интересов государственных структур и бизнеса при объединении усилий практиков и ученых, предпринимателей и власти. Для созидания необходима сплоченость.

Формой объединения финансового сообщества и бизнеса является укрупнение рыночных субъектов, национальным же интересам и интересам региона отвечает не любой процесс укрупнения рыночных субъектов, а объединение капиталов, запрограммированных на экономическое поведение, которое, обогащая бизнес, усиливает и только усиливает свое государство. Задача государственных структур – активно участвовать в процессе выстраивания национального капитала. Это тонкая и одновременно волевая роль. Государство и выступающие от его имени органы власти играют роль архитекторов экономических частнопредпринимательских макросистем.

Формирование сверхкрупных частнопредпринимательских структур является лучшей гарантией от сепаратизма. Точно так же, как крупные финансово-промышленные структуры являются важным условием преодоления межрегиональной разобщенности.

Только корпоративные сверхструктуры способны обеспечить инновационный прорыв, а значит дать необходимый импульс развитию науки. Модель экономического роста одновременно выступает в качестве модели инноваций и повышения эффективности.

Необходимо формирование особой социокультурной среды в регионе, создания атмосферы обновления и подъема. Достижения последних двух лет в крае Губернатор стремится продемонстрировать, и это есть результат первых шагов по пути согласования интересов. Возможно, следует направить усилия на разработку общественных договоров между различными социальными группами по поводу целей развития и способов их достижения.

Усилия Тихоокеанского Центра стратегических разработок сосредоточены на количественной оценке перспектив: что выиграют от экономического роста конкретные социальные группы и в целом территория, какова цена роста, и кто эту цену заплатит. Мы понимаем, что должна быть создана среда, в которой будут работать механизмы мотивации, социального поведения, предпринимательской и трудовой активности.

Необходима выработка критериев субъекта экономического роста. Ключевые институты, структуры региональной экономики, ориентированные на расширенное воспроизводство и качественное обновление. Стратегические интересы субъекта должны быть замкнуты на расширение регионального богатства и производительного капитала, а не на его перераспределение.

Переход в новое качество осуществляется путем перехода к особому производственно-хозяйственному укладу – группам взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих системную целостность, обладающих не только потенциалом роста, но и достаточной “критической массой” для осуществления качественных преобразований.

В рамках формируемой стратегии необходим поиск гармонически сочетающихся интересов национального хозяйства и интересов региона, сопряжения интересов субъекта федерации с интересами различного бизнеса на территории данного субъекта федерации. При этом принципиально важной задачей является уход от стереотипа периферийной модели экономики, которая предполагает утрату качественных ресурсов развития. Более того, задача заключается в том, чтобы последовательно внедрять в сознание европейской России, что Владивосток может и должен взять на себя функцию столицы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В обозримом будущем со всей очевидностью будет сохраняться инерция сложившейся модели экономики. Вместе с тем наши усилия и поиски сосредоточены на определении возможностей и пределов в осуществлении структурного маневра, позволяющего избежать ошибок и действовать в пределах известных ограничений.



Добавить комментарий

Войти через соцсети