Проектное пространство Приморского края включает в себя группу МЕЖДУНАРОДНЫХ проектов, в которую входят проекты “старого” и “нового” зарубежья. Маркетинг рынка международных проектов, действующих на территории Приморского края, продемонстрировал свою ограниченность, и, несмотря на наличие специальных ВУЗовских кафедр и отделений ДВО РАН по мировой экономике, системную неорганизованость. Именно поэтому, размышляя над формулировками целей и задач регионального развития, главный специалист Комитета регионального развития Сусликов А.А., будучи директором проекта “Международные проекты – каналы ресурсных коммуникаций и пространства регионального развития”, проанализировал опыт реализации на территории Приморского края известного, но почти забытого международного проекта СЭЗ “Находка”. Уверен в том, что этот анализ может представлять интерес для читателей журнала и, возможно, для специалистов-международников.


СЭЗ “НАХОДКА”…Упущеннные возможности

Три ключевые проблемы, решение которых было возможно в случае реализации проекта СЭЗ “Находка”, представлены на рис.1.

Cледует отметить, что одной из особенностей СЭЗ является тот факт, что применяемые во многих подобных свободных экономических зонах организационные технологии, экономические регуляторы и инструменты, социальные механизмы и другие специальные режимы не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима хозяйствующих субъектов СЭЗ, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Примечание: “Специальная экономическая зона – это компактная, относительно локализованная территория, на которой экономическая деятельность субъектов хозяйствования осуществляется на отличных от национальных условиях, ГАРАНТИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО”. Отличные от национальных условия подразумевают предоставление таможенных, налоговых и иных льгот хозяйственным субъектам, зарегистрированным на территории СЭЗ.

На рис. 2 в ретроспективе представлен жизненный путь (цикл) международного проекта СЭЗ “Находка” с комментариями по поводам и причинам траектории эффективности зоны.

Свободная Экономическая Зона “Находка”, образованная в 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР, была призвана, подобно аналогичным структурам в других странах, обеспечить экономический рост на территории Приморского края, в том числе расширение налогооблагаемой базы Приморского края и увеличение сборов с неё, за счет создания привлекательного режима для инвестиций и производства. Для этого было предусмотрено выделение участникам необходимых минимальных льгот, создание соответствующей законодательной базы для обеспечения деятельности свободных экономических зон.

Однако все это время работа СЭЗ “Находка” в отличие от двух других российских зон (Калининградской и Магаданской СЭЗ, по которым отдельно были приняты федеральные законы) развивалась в противоречии с основными законами РФ, в частности с таможенным и налоговым кодексами. Соответственно, никакого особого режима на территории СЭЗ “Находка” создано не было, и вся ее деятельность осуществлялась только на федеральных кредитах Правительства РФ.

Экономический рост СЭЗ “Находка” имел два пика на протяжении 1990-1995 гг. и характеризовался тем, что все это время развитие осуществлялось на основе федерального налогового кредита, а также таможенных и налоговых льгот, разрешенных предприятиям территории СЭЗ “Находка” на протяжении 1 года. Первый пик результативности завершился вполне резонным объяснением – отменой обеих льгот. При этом они были не просто отменены, но и взысканы задним числом с участников СЭЗ в федеральный бюджет. Таким образом, наиболее серьезные инвесторы, пришедшие в СЭЗ “Находка” из Гонконга, Японии, Республики Корея, после таких действий нашего государства свернули свой бизнес и направили средства и свой интерес в соседние страны.

Второй пик результативности (рис. 2) вызван продолжающимся предоставлением федерального налогового кредита, максимум объема которого пришелся на вторую половину 1995 г. (рис.3) и был направлен на увеличение финансирования объектов инфраструктуры.

Последовавший после 1995 г. затяжной спад был спровоцирован невыполнением обязательств со стороны российского государства в сфере выделения федерального кредита. Отсутствие финансирования и неопределенная позиция Правительства по проекту РКИК (Российско-Корейский Индустриальный Комплекс), а также затягивание вопроса с Законом о СЭЗ стало еще одним подтверждением низкого качества социокультурного проектирования со стороны государства, неосвоенности технологий проектного менеджмента на территории Приморского края и недостаточно синхронизированной политики АК СЭЗ “Находка”, муниципального образования г. Находка и субъекта Федерации Приморский край.

Вывод: апелляция к негативному опыту СЭЗ «Находка» и СЭЗ России не обоснована.

В поддержку эффективности СЭЗ на территории Приморского края из истории существования СЭЗ “Находка” можно привести следующие факты:

  1. За время предоставления таможенных и налоговых льгот (на протяжении 1 года) уровень экспорта предприятий вырос в 7,4, а уровень импорта в 7,6 раза. После отмены льгот и взимания их задним числом уровень экспорта предприятий упал в 5 раз, а уровень импорта – в 1,6 раза.
  2. После отмены льгот количество ПИИ стало сокращаться. Какие инвесторы могли уйти, те ушли, остальные либо не смогли уйти в силу вложенных средств в основные фонды, либо еще в силу веры в нормальное функционирование зоны в будущем.

Причины неэффективности СЭЗ:

  1. Отсутствие соответствующей правовой базы, которую должно было обеспечить государство, опыт, потенциал и финансовые вложения стали обесцениваться. Более того, они начали использоваться как весьма сомнительный аргумент в пользу ненужности данной формы рыночных отношений для страны.
  2. Федеральная программа развития СЭЗ “Находка”, которую в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №345 от 09.03.1996 года Правительство России должно было принять в 1996 году, была отложена на неопределенный срок.
  3. Закон “О свободных экономических зонах в России”, неоднократно принятый Федеральным Собранием, каждый раз отклонялся. За все это время Правительство так и не смогло определить правила функционирования СЭЗ в России.
  4. Подписанное в 1999 году и ратифицированное Республикой Корея Соглашение “О создании на территории СЭЗ “Находка” Российско-Корейского индустриального комплекса (РКИК)”, крупнейшего международного проекта, направлено на очередной круг согласований, и решение вопроса о внесении Соглашения на ратификацию было отложено до принятия федерального закона о создании в РФ образований с особыми экономическими условиями функционирования.

Планом действий Правительства РФ по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденным распоряжением Правительства № 1148-р от 20.08.2002 года, предусмотрена подготовка проекта этого закона, однако работа над ним затянулась, и положение не меняется.

В настоящий момент по заявлению Минэкономразвития “режим производственной и внешнеторговой деятельности в СЭЗ “Находка” осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ”, то есть “формально СЭЗ на территории России существуют, но практически не действуют”.

Выход из сложившегося положения
Что в сухом остатке!

  1. Частично налаженная инфраструктура (система энергообеспечения, водообеспечения и коммуникаций).
  2. Вложенные инвестиции:
    • с российской стороны (СЭЗ “Находка”) – 78%
    • с корейской стороны – 22%
  3. ТЭО проекта РКИК, актуальное до сих пор (включая просчитанные бюджетные поступления, которые вопреки доводам различных подразделений правительства будут увеличиваться).
  4. Проведенные исследования как на рынке РФ, так и на рынке АТР совместно с ЕБРР, ДВО РАН, японской корпорации СУМИТОМО, Международной ассоциацией СЭЗ.

Что надо сделать?

Определить проект СЭЗ “Находка” как стратегический и, заняв активную позицию по отношению к нему, помочь ускорить процесс принятия федерального закона о СЭЗ и ратификации договора по РКИК. При этом кроме официальной поддержки потребуется принять активное участие в работе СЭЗ “Находка” и определить ключевые направления ее развития.

Авторы: Галлямов Ф.Ф. – председатель Комитета регионального
развития Администрации Приморского края,
Сусликов А.А. – главный специалист Комитета регионального
развития Администрации Приморского края,
при поддержке АК СЭЗ “Находка”


Добавить комментарий

Войти через соцсети