Одним из глобальных неудобств в жизни человечества планеты Земля, несомненно, является сила трения. Она сжигает покрышки и двигатели автомобилей, перетирает канаты кораблей и бумагу на сгибах, стачивает зубы, изнашивает кожаные пальто и боксерские перчатки. «Эвересты» стоптанных сапог и ботинок всего за несколько тысяч лет цивилизации – неизбежная дань этому физическому понятию. И в тоже время…

Не будь этой досадной подробности (трения), все мы не только бы до сих пор жили в пещерах, но и заползали бы в них исключительно на пузе – стоять на скользкой, как лед, земле гомосапиенсы не научились бы никогда.

К чему это все? “Конкуренция” – второе имя силы трения. То есть прогресс за счет сопротивления настоящему. Поговорка “лучшее – враг хорошего” верна лишь отчасти. До сих пор кто-то из мужчин предпочитает бриться лезвием, а кто-то – электробритвой. Здесь лучшее не мешает хорошему (не говоря уже о женщинах, которые дождались своего “дамского” станка).


Правила боя равны для всех

Всякая компания, достигнув определенного уровня и опыта борьбы за деньги потребителя, не может и не должна тихо радоваться стабильной на текущий момент прибыли. Это прямой путь на “свалку истории” современных рыночных отношений. В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении – аналитический, т. е. процесс выявления и оценивания основных конкурентов. Второй – стратегический, позволяющий компании занять прочные позиции в этой борьбе и предоставить наиболее значительное из всех возможных преимуществ.

Разведка. Для эффективного планирования соревнующихся маркетинговых стратегий компании необходимо выяснить о своих конкурентах все, что только возможно. Они должны постоянно сравнивать свои товары, цены, каналы сбыта. Таким образом, компания может исследовать области потенциальных конкурентных преимуществ и возможного ущерба.

Что необходимо знать компаниям о своих конкурентах? Кто они; каковы их цели; какие стратегии они применяют; сильные и слабые стороны; спектр их возможных реакций.

Кто против нас? На первый взгляд кажется, что компании довольно просто обнаружить своих конкурентов. Очевидным является конкуренция на уровне категории товаров, поскольку другие предприятия предлагают аналогичную продукцию и услуги одним и тем же потребителям по совпадающим ценам.

Борясь за деньги потребителей, компании сталкиваются с большим числом конкурентов. Поэтому, если подходить к соперничеству с общих позиций, фирма может определить своих конкурентов на уровне товаров как все компании, выпускающие одни и те же товары либо класс товаров.

В конце концов, все конкуренты, как и вы, борются лишь за одну собственность потребителя – деньги. И все их усилия – завоевание рынка сбыта, реклама, ноу-хау, промышленный шпионаж – все направлено на достижение этой цели.

В зоне особого внимания. В поиске основных конкурентов вы должны прежде всего ответить на следующие вопросы: “К чему стремится каждый конкурент на рынке?”, “Чем определяется его поведение?”

Первая цель, несомненно, в максимальном увеличении прибыли. Одни компании стремятся к получению кратковременных прибылей, в то время как другие – долговременных, поэтому некоторые конкуренты ориентируются на получение скорее “приемлемых”, чем максимальных прибылей.

Каждый из конкурентов имеет комплекс целей, которые отличаются по степени важности. Вам следует знать, какое относительное значение придают они таким сегментам своего бизнеса, как текущая доходность, рост доли рынка, движение наличности, ведущие позиции в области технологий и в сфере услуг и т. д. Знание целей конкурента позволяет сделать выводы о том, удовлетворен ли он настоящим положением дел и как будет реагировать на различные действия противной стороны.

Если вы обнаружили, что “противник” открыл новый сегмент, это можно расценить как благоприятную возможность для нападения. Если вы установили, что конкуренты планируют проникновение в области, которые в настоящее время обслуживаются вашей компанией, это может послужить предостережением. А кто предупрежден – тот вооружен.

Ваша контртактика. В пределах одной сферы деятельности конкурентов можно разделить на группы, каждая из которых продвигает свой план действий. Стратегическая группа – это группа компаний некоторой индустрии, следующих одной и той же либо сходной стратегии на данном целевом рынке. Кроме основной конкуренции внутри стратегической группы существует также соперничество между группами. Во-первых, некоторые стратегические группы стараются претендовать сразу на несколько потребительских сегментов. Во-вторых, потребители могут не заметить больших отличий в предложениях различных групп – они способны увидеть лишь незначительные отличия в качестве изделий. Наконец, члены одной стратегической группы в состоянии проникнуть в новые стратегические сегменты.

Вам необходимо проанализировать все параметры, выделяющие стратегические группы в пределах отрасли. Вы должны детально изучить каждую стратегию в области исследований и разработок, производства, закупок, финансирования и другие стратегии конкурентов.

Анатомия конкурента. В состоянии ли конкуренты компании реализовать свои стратегии и достичь поставленных целей? Это зависит от ресурсов и возможностей, которыми обладает каждый из них. Вам необходимо точно определить все сильные и слабые стороны.

В качестве первого шага вы должны собрать данные по каждому виду предпринимательской деятельности конкурента за последние несколько лет. Ни для кого не секрет, что некоторые из вышеприведенных данных будет трудно получить. Тем не менее любая информация, которую вы сможете добыть, позволит сформировать более точную оценку слабых и сильных сторон своих конкурентов. Изучение их обычно строится на основе вторичных данных, личного опыта и непроверенных слухов. Кроме того, вы можете получить дополнительную информацию, проводя первичное маркетинговое исследование потребителей, поставщиков и дилеров.

“А не дадут ли нам по морде?” Знание целей и стратегий конкурентов позволяет не только во многом объяснить их вероятные действия, но и предвидеть их возможные реакции на такие действия, как понижение цен, усиление стимулирования сбыта или выпуск на рынок нового товара. Кроме того, каждый конкурент имеет собственные взгляды на предпринимательскую деятельность, обладает определенной внутренней культурой.

Каждый конкурент реагирует на действия другой компании по-своему. Одни – медленно или слабо. Они могут чувствовать лояльность своих потребителей и не сразу заметить сдвиги в образе действий конкурента, испытывать недостаток в ресурсах для организации противодействия. Другие – только на определенные виды атакующих действий, игнорируя остальные. Третьи – быстро и решительно предпринимают контрмеры на любые атакующие действия. И, наконец, есть конкуренты, которые демонстрируют совершенно непредсказуемые реакции.

Знание возможных реакций основных конкурентов дает вам ключ к пониманию того, как оптимально атаковать их или как защитить существующие позиции вашей компании.

“Дороги, которые мы выбираем”. Предположим, руководство компании уже установило своих главных конкурентов, принимая априорные стратегические решения в отношении целевых потребителей, каналов распределения и маркетингового комплекса. Эти решения определяют ту стратегическую группу, к которой принадлежит компания. Теперь руководство компании должно выбрать конкурентов, с которыми будет соревноваться наиболее энергично. Компания должна сконцентрировать свои атакующие действия на одном из нескольких классов конкурентов.

Проще говоря, в уличной драке сначала надо бить самого сильного. Если удастся его свалить, “шестерки” разбегутся сами. Истина грубая, но, как все гениальное, очень простая. Потому что работает.



Добавить комментарий

Войти через соцсети