Три “вечно зеленые” области менеджмента – Производительность труда, Качество и Человек – составляют триединое пространство стратегирования Приморского края. Эти три области приложения усилий российских менеджеров существуют независимо от вида собственности, национальной или отраслевой принадлежности, размера или географического положения предприятия, региона, муниципального образования. Схематически Стратегия края включает в себя Ядро Стратегии развития в виде трех секторов ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – КАЧЕСТВО – ЧЕЛОВЕК, Стратегический контур 1 и Стратегический контур 2. Очень важно при этом зафиксировать, что содержанием стратегических контуров 1 и 2 являются Проекты и Программы регионального развития.


Базовые компоненты стратегии развития Приморского края в 21 веке

    • В соответствии с логикой схемы

Рис.1

    можно аргументировать актуальность на территории Приморского края, как, впрочем, и в России, 3-х составляющих Стратегии развития:

  • составляющая 1 – Производительность труда (населения, власти, бизнеса);
  • составляющая 2 – Качество (товаров, технологий, менеджмента);
  • составляющая 3 – Человек (ответственность, инициативность, лояльность).

Изменение существующего отношения к этим составляющим и их развитие нуждается в первую очередь в их СТРАТЕГИЧЕСКОМ СТАТУСЕ, подкрепленном Проектами и Программами регионального развития.

Вынужден напомнить читателям несколько прописных истин по сути каждой из заявленных составляющих только лишь для того, чтобы стала понятной логика моих размышлений по поводу предъявленного подхода к Стратегии развития края.

Производительность труда. Проблема неэффективности российского труда проявляется практически во всем, за редким исключением. К сожалению, наличие этой проблемы так и не стало основанием для разработки Целевой Комплексной Программы повышения производительности труда в России вообще и в Приморье в частности. Решение этой проблемы касается в первую очередь трех социальных групп: населения, бизнеса, власти. Не вижу смысла расставлять среди них приоритеты, поскольку это важно для всех трех групп. Важно, однако, чтобы мы, наконец-то, смогли осознать тот факт, что для того чтобы ВЫЖИТЬ в 21-ом веке, надо быть, как минимум, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМ. А уж для того чтобы РАЗВИВАТЬСЯ…

Увы, нам пока не хватает не только стратегического статуса или Программы, но и просто озабоченности нашим катастрофически низким уровнем производительности труда. Это проявляется даже в отсутствии простой констатации наличия проблемы в отчетах и докладах менеджеров, научных публикациях, статьях в местных СМИ (за исключением разве что публикаций в “Восточном базаре” вице- президента Ассоциации эргономики России, нашего земляка Тушкина Е.Р.). Убежден в том, что Человек и Государство должны быть эффективными для того, чтобы, как минимум, иметь чувство СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, а уж как максимум – РАЗВИВАТЬСЯ. Я уж не говорю о том, что производительность – есть предпосылка рентабельности, а это при существующей ЗАТРАТНОСТИ российской экономики весьма немаловажно.

Человеческий фактор. Если категория ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ россиянами почти забыта, то тему человеческого фактора страна продолжает, увы, по крайней мере, ДЕКЛАРИРОВАТЬ на всем пути перехода к новой модели хозяйствования. На сегодня опыт такой декларативности мы приобрели именно на примере массированной атаки на человеческий фактор посредством “предпринимательских” (финансовые пирамиды, неудачная приватизация и т. д.), “политических” (“черный пиар”, подкуп избирателей, нереализованные социальные программы и т. д.), “идеологических” (утрата духовности, народных традиций, исторических корней и т. д.), криминальных и иных негативных манипуляций.

При этом за последние 10-20 лет многократно возрос поток публикаций в области психологии личности, несмотря на наличие в мировом менеджменте достаточного количества теоретических и практических наработок в области “человеческих отношений”, которые по-настоящему так и не освоены российским менеджментом. В результате мы имеем чисто российский парадокс, когда вместо того, чтобы системно решать проблемы низкой производительности труда и качества отечественных товаров и услуг, уделять особое внимание управленческой культуре населения, энергия многих отечественных “преобразователей” (религиозных, сектантских, консалтинговых и т. д.) направляется в узкую область психологического без упоминания конечных целей управленческого воздействия. Я, конечно же, могу согласиться с важностью работы с общественным сознанием, но очень опасаюсь крайностей и несистемности в использовании психотехник во благо, ибо менеджмент – это намного сложнее, чем принято считать в России, а психотехнологии могут быть эффективными только в контексте с организационными и иными технологиями.

Качество.

    Удовлетворение спроса и ожидания окружающего мира – вот результат усилий в области качества. При этом, если речь идет о качестве Приморского края, есть смысл говорить, как минимум, о пяти типах КАЧЕСТВА:

  • качество населения;
  • качество муниципального образования;
  • качество продукции, производимой в крае;
  • качество бизнеса;
  • качество менеджмента.
    В каждом из этих типов качества различаются два аспекта качества:

  • формальное качество (техническое);
  • неформальное качество (человеческое).

Стратегии ВЫЖИВАНИЯ

Стратегии РАЗВИТИЯ

  1. Преимущественно АДАПТИВНЫ
    и ЭВОЛЮЦИОННЫ.

  1. Преимущественно РЕФОРМАЦИОННЫ и РЕВОЛЮЦИОННЫ.

  1. Традиционны (рутинны)

  1. Инновационны.

  1. «Пожарно» – активны

  1. Прорывны

  1. Позиционированы в пространстве «СРОЧНОГО»

  1. Позиционированы в пространстве «ВАЖНОГО»

  1. Преимущественно КОЛИЧЕСТВЕННЫ

  1. Преимущественно КАЧЕСТВЕННЫ

  1. Преимущественно ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫ

  1. Преимущественно ТЕХНОЛОГИЧНЫ

  1. Краткосрочно ориентированы

  1. Перспективно ориентированы

  1. Фиксируют настоящее

  1. Ориентируют в БУДУЩЕЕ

  1. Локальные эффекты

  1. Мультипликативные эффекты

  1. Малопроизводительны

  1. Высокопроизводительны

Что делать?

    Для того чтобы России, Дальнему Востоку, Приморью, хозяйствующим субъектам в 21-ом веке ВЫЖИТЬ и РАЗВИВАТЬСЯ, необходимо совершенствовать все три составляющие регионального развития: Производительность, Человеческий фактор и Качество, понимая, что:

  • изменения (позитивные и негативные) в какой-либо одной из них сказываются на двух других;
  • позитивные изменения в одной области могут быть достигнуты лишь в случае усилий по улучшению двух других. Пример – односторонние усилия по сокращению затрат могут привести к ухудшению человеческих отношений и снижению качества. Односторонние усилия по улучшению качества могут снизить производительность труда, а следовательно, и рентабельность;
  • трудно себе представить, что Россия, Приморье, хозяйствующие субъекты, не имея хорошего Фона человеческих отношений, смогут достичь высокой ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ труда. В то же время трудно достичь хороших взаимоотношений там, где результаты деятельности низкие;
  • качество товаров и услуг, предлагаемых к реализации за пределами края, не может быть выше качества внутренних товаров и услуг (качества результатов труда, выполняемых населением и подразделениями внутри края друг для друга);
  • если население не удовлетворено качеством продукции и услуг, предлагаемых в крае, оно предпочтет приобретать их у других или покинет край в поиске лучшего качества жизни;
  • рентабельному субъекту хозяйствования (предприятию, муниципальному образованию, региону, округу, стране) легче привлекать и удерживать хороших работников. Но именно такие работники способствуют достижению еще более высокой ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, производственных ОТНОШЕНИЙ и КАЧЕСТВА.

Таким образом, эти три области УНИВЕРСАЛЬНЫ и играют важную роль в жизни людей, предприятий, районов, городов, краев и областей независимо от государственных границ, отраслей деятельности и идеологии. В последние 10 лет, наблюдая за движением финансовых потоков и миграцией населения в России, мы в этом убедились.

    Две стратегии регионального развития, на мой взгляд, необходимо зафиксировать и содержательно разделить, понимая, что между ними существует тесная связь:

  • стратегия ВЫЖИВАНИЯ;
  • стратегия РАЗВИТИЯ.

Утверждение. Предполагая необратимость позитивных перемен в условиях роста неопределенности мирового развития, любой успех определяется реальным повышением производительности труда и качества произведенных товаров.

Как управлять Качеством для повышения производительности труда? Топ-менеджмент РФ, субъектов Федерации и местного самоуправления все больше начинает понимать, что для того, чтобы повысить одновременно и качество и производительность труда, необходимо интегрировать новые методы управления вместе с мерами по повышению качества. Если это так, то разговор пойдет о Менеджменте Всеобщего Качества или Total quality management (TQM).

В Приморском крае со стандартами ИСО 9000(2000) знакомы более трех десятков предприятий, подтвердивших свои амбиции на высшее качество своего менеджмента и производимой продукции. Даже учитывая, к сожалению, высокий процент формализации процесса сертификации, необходимо отметить, что позитива даже в такой формализации все же больше, чем негатива. Другое дело, что методы TQM пока не применяются на федеральном, региональном и местном уровнях, что вряд ли можно считать положительным, учитывая неэффективность государственного управления в России. Чиновник в России – это бюрократ в худшем его проявлении, это мздоимец, это бездельник, это… и так далее. По сути, это тот самый “крайний” или “стрелочник”, на котором сходится сегодня фокус всенародного поиска “козла отпущения”. Мало кто из тех, кто ищет крайнего в лице государственного чиновника, говорит о том, что качество услуги, оказываемой властью, неудовлетворительно не умозрительно, а на основывании глубокого анализа причин и процессов, происходящих в государственном управлении. В то же время почти во всех отраслях экономики потребители реагируют на низкое качество услуг все более критически. Недостатки, имеющиеся в государственном и муниципальном управлении, системны, и обоснованные требования со стороны населения к качеству услуги обязывают менеджеров взять на себя ответственность за исправление системных недостатков.

Управление качеством начинается с глубокого исследования внутренних взаимоотношений между существующими процессами управления. Система Менеджмента всеобщего качества – это интегрированная система управления, нацеленная на удовлетворение Потребителя, ибо только в таком случае она вовлекает всех менеджеров и сотрудников аппарата управления в работу по использованию количественных методов непрерывного совершенствования процессов государственного и негосударственного управления.

В настоящее время теория и практические методы TQM широко используются в федеральных исполнительных структурах США, Японии и других развитых государств. Причем некоторые правительства и местные органы власти начали использовать методы управления качеством как способ повышения эффективности и снижения расходов в условиях сокращения бюджетных средств. В настоящее время TQM в США имеет статус официальной системы совершенствования управления во всех федеральных исполнительных органах власти.

Про смертельные болезни государственной администрации я говорил в предыдущей статье и могу только добавить, что организации государственного сектора могут преодолеть проблемы низкой эффективности управления за счет применения принципов и методов TQM, концентрирующихся как на статистическом контроле, так и на методах управления поведенческого характера. Однако система TQM эффективна только в том случае, если топ-менеджер привержен идее перемен. В этом случае широко известные 14 пунктов Деминга, как показывает практика, вполне могут найти применение в сфере государственного и муниципального управления.

«Колесо Деминга» как одна из технологий освоения TQM. Вариант научно-прикладной методики известной в мире как “колесо Деминга” или “круг Шухарта” в государственных структурах США известен как политико-аналитический подход к управлению с целью непрерывного совершенствования процессов управленческой деятельности (рис. 3)

Первый квадрант “колеса Деминга” фиксирует факт перехода от проблематизации (1) через формулирование миссии (2) к целеполаганию (3) и к разработке стратегии (4) и служит первым шагом к выделению главных процессов деятельности (проектирования, программирования и планирования).

Второй квадрант “колеса Деминга” ориентирован на действие и требует определения факторов уровня качества (6), разработки технологии и выбора инструментария (7). В третьем квадранте происходит анализ деятельностных процессов (8) и их оценка (9). И в завершающем квадранте происходит коррекция изменений в процессах деятельности (10) и определяется эффективность Стратегии.

Резюме. 1. Угрозам, внутренним и внешним, надвигающимся на государства, регионы, муниципалитеты, производства, бизнес можно противопоставить наиболее эффективную стратегию – стратегию Качества.
2. Стратегия Качества может быть реализована только в контексте со стратегиями Производительности и Человеческих отношений.
3. Стратегия Качества включает в себя стадии проектирования (Нового Качества края), технологизации, программирования, планирования и реализации.
4. Стратегия Качества предполагает приоритет СОЦИОКУЛЬТУРНОГО проектирования.

Фират Галлямов


Добавить комментарий

Войти через соцсети