“Из всех искусств для нас
важнейшим является кино»
В.И.Ленин

Цитата ныне одиозного «вождя мирового пролетариата», как ни странно, актуальна для современности. Мы решили начать разговор «о кино» в контексте социокультурного проекта «ПРИМОРСКАЯ СИНЕМАТЕКА», заглянув за «кулисы» прошедших лет и событий, ибо прошлое и будущее иногда меняются местами – стоит только сместить точку отсчета.

«Из всех искусств» один кинематограф знает точную дату своего рождения, называет не только век, но и год, месяц, число, даже час, когда застрекотал (или загрохотал) проекционный аппарат на парижском бульваре Капуцинов. 28 декабря 1895 года в Париже в Кафе Гранд, на бульваре Капуцинов, 14 показана первая программа синематографа братьев Люмьер. В октябре 1897 года братья Люмьер открывают первый постоянно действующий кинотеатр на бульваре Сен-Дени, 10.


Дракон, охраняющий фильмы

12 июня 1920 года первый киноклуб, организованный Луи Деллюком, провел свой первый сеанс в кинотеатре “Пепиньер-синема” (Париж). 3 декабря 1924 года Анри Клузо предлагает создать в Париже синематеку и Музей кино. 9 сентября 1936 года открывается Французская Синематека, ее директором становится Анри Ланглуа. Кстати, французы долго собирались – шведы опередили их на три года – 31 октября 1933 года открылась Шведская Синематека.

Франсуа Трюффо (режиссер, из интервью 1968 года): «Я открыл для себя Синематеку, когда она была ещe на авеню Мессина, кажется, это было в 48-м году, и мы ходили туда каждый вечер. В тот год я познакомился со многими своими друзьями, сейчас они все снимают фильмы. Это были Астрюк, Жак Риветт, Эрик Ромер, Жан Люк Годар, Шаброль. Мы все были киноманами, сумасшедшими, а там было так много места, что иногда приходилось ложиться на пол перед первым». «Синематечные крысы» – так называли недруги поколение режиссeров, выросших на просмотрах Ланглуа. Да и самого Ланглуа не особенно любили, называя «драконом, охраняющим фильмы». Ему ставили в вину небрежность в архивации данных, непрофессиональное хранение фильмов. Да, он действительно был не профессионалом, а любителем… от слова «любить». Своим музеем он наслаждался, подолгу сидя в искривлeнном пространстве декораций к фильму «Калигари». Заходите, гостем будете! А может, вы хотите поласкать совершенные формы этой идеальной женщины, сконструированной для фильма «Метрополис»? Так будьте смелее, вы же во Франции, в конце концов. «Он устраивает из музея шоу!» – кричали те, кто засушил историю кино и упивался запахом еe тлена. В феврале 68-го его враги были посрамлены. Сотни режиссeров со всего мира пригрозили разорить собрание фильмов, забрав свои картины, в случае отстранения его от должности. Генерал де Голль отменил указ. И Анри Ланглуа вернулся в Синематеку.

Кирилл Разлогов: «Если Анри Ланглуа и его детищу опасность угрожала в конце 60-х годов, то создателю и руководителю Музея кино Науму Клейману и его детищу угрожает опасность в начале третьего тысячелетия. Причeм опасность, связанная в самой существенной части с возможностью показа фильмов зрителю, связанная с контактом с живой аудиторией. Ну, остаeтся только надеяться, что как битва французских кинематографистов за сохранение Анри Ланглуа во главе Французской Синематеки, так и битва российских кинематографистов за… не только за сохранение Музея кино, но и за расширение его возможностей увенчается столь же блестящим успехом».

Йонас Мекас (Директор Архива «Антология»): «Каждый день мы показываем фильмы. Вообще, мы являемся киномузеем. Ну, и у нас есть хранилище фильмов, вот мы их и показываем. Мы также издаeм книги о кино. В основном ориентируемся на независимое, авангардное кино. У нас также есть кое-что из классики, то, что нам особенно интересно: Довженко, Кокто, те фильмы, которые отвечают нашим пристрастиям. Кроме того, у нас самая большая в Соединeнных Штатах коллекция Дзиги Вертова. У нас есть практически всe. На наших просмотрах всегда очень много студентов. Аудитория у нас очень молодая, особенно когда мы показываем старые классические фильмы. Наш архив «Антология» открыт для всех».

Ольга Шишко (заместитель директора Центра культуры и искусства МедиаАртЛаб): «На Западе традиция хранения медийного искусства возникла давно. Уже в 70-е годы стали образовываться такие отделы при музеях, например, в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке, в Центре Жоржа Помпиду в Париже, а в России музеи этим не интересуются, единственная коллекция, которая занимается авангардом, – это Музей кино. Но Музей кино интересуется именно киноавангардом. А мы собираем видеоарт, CD-art, Net-art».

Нина Зарецкая (директор «ТV-Галерея»): «Видимо, тяга к собирательству – это врождeнная черта, у кого-то она есть, у кого-то еe нет. А ещe чувство особой преданности всему происходящему с тобой и благодарность судьбе за то, что это с тобой произошло. Знаете, когда я вдруг что-то интересное нахожу, или художники показывают мне свои фильмы, картины, инсталляции (а ведь мы сотрудничаем с интереснейшими художниками, к примеру, с нами работают Гия Ригвава, Сергей Шутов), так вот в такие моменты я как-то особенно остро ощущаю: если мы это не сохраним, то это будет упущено для истории, исчезнет из мира навсегда».

Мы знаем, что в России была эпоха великого кинематографа. Это было давно. Смена эпох и стилей – дело историков, а фильмы быстро стареют. Этому факту никак не противоречит то, что существует кино, которое не устаревает. Кино никогда не отличалось особой бережливостью по отношению к своим творениям и цивилизованным отношением к своим творцам. За столетие безвозвратно исчезли многие фильмы и несчетное количество сценариев, эскизов, писем, фотографий, плакатов…

Одна из целей Синематеки – сохранить документы кинокультуры, созданной мастерами отечественной и мировой кинематографии за столетие ее существования. Сохранить ради наших учеников и детей, ради того, чтобы само кино не исчезло в социальных и технологических метаморфозах грядущего века. Нам необходимо сберечь опыт кинематографического сотворчества, запечатлевшийся не только в готовых картинах, но и в подготовительных материалах, документах, свидетельствах всего процесса создания фильмов. Иначе нашим детям никогда не удастся понять своих дедов и отцов, не удастся заново оценить признанные некогда достижения или признать загубленные обстоятельствами открытия. И наше прошлое и будущее могут быть утрачены навсегда.

К. Сальников, С. Воронина



Добавить комментарий

Войти через соцсети