Лучший способ избежать ответственности при управлении автомобилем

Если ДТП случилось по вашей вине и разбита чужая машина – это беда. Но не для тех, кто застрахован! Худо, конечно, когда какой-то “чудак” врезался в вас. Но тут, по крайней мере, хоть немного согревает душу чувство собственной правоты. И надежда (а то и уверенность), что обидчик ответит по полной программе. Но когда вы – виновник, да еще пострадала не только ваша, но и чужая машина… Да если эта чужая – дорогая иномарка… Плохи ваши дела! И как ни гони такие мысли, как ни утешай себя малой вероятностью подобных случаев – гарантий, что именно вас минует чаша сия, нет. Все зачастую зависит от стечения обстоятельств.

Так что, пусть и не хочется думать о плохом, но надо. Тем более, что есть простой способ избежать неприятностей. Застраховаться!

О страховании гражданской ответственности слышали, наверное, все. Это когда за виновника ДТП ущерб, причиненный им, возмещает страховая компания. Причем неважно, нанесен он телеграфному столбу, автомобилю или его пассажирам – компенсация будет. Но: в размере оговоренной страховой суммы.

Есть фирмы, которые не устанавливают предела суммы страхового возмещения. Другие определяют лимит ответственности. Автовладелец должен внести взнос, равный определенной части страховой суммы. Например, юридическое лицо – 3%, “частник” – 4%. Притом, чем больше страховая сумма, тем меньший процент от нее придется заплатить. После этого следует получить страховой полис и, не расставаясь с ним, возить с собой в машине и, если что…

Первым делом надо вызвать ГАИ. Пострадавшего можно сразу успокоить: у вас есть страховка автогражданской ответственности, и не стоит очень волноваться – за все заплатит страховая фирма. Когда справка о ДТП будет у пострадавшего, он должен выставить претензию виновнику и вместе со справкой отправить ее в страховую контору. Затем экспертиза – независимая или в страховой компании, как захочет пострадавший, – определит размер ущерба. После этого страховая компания выплатит возмещение. Идиллия – пострадавший без нервотрепок получает положенное, виновник же избавлен от многих неприятностей, связанных с денежным разбирательством.

Но это – если страховая сумма не меньше, чем ущерб. Естественно, когда страховка, скажем, 30 тысяч рублей, а повреждения тянут на все 50, недостающие 20 тысяч виновнику придется доплачивать из своего кармана. Впрочем специалисты подсчитали, какая страховая сумма гражданской автоответственности оптимальна, – от пяти до десяти тысяч долларов.

А если, чего на свете не бывает, страхователь настолько невезуч, что попал подряд в два ДТП? Да хоть в десять – главное, чтобы в сумме ущерб, который нужно возмещать, “уложился” в размер страховки. Кстати, ее можно “восполнять”, внося дополнительные суммы после каждого уменьшения страхового взноса. Между прочим, по договору о страховании автогражданской ответственности возмещают ущерб не только за повреждение автомобиля, но и в том случае, когда пострадали пассажиры. Больничные, счета на приобретение лекарств и лечение предъявляются страховой фирме, и она их оплачивает. Причем все это без суда. Суд нужен только в том случае, если кто-то из пострадавших погиб или стал инвалидом – чтобы определить размер выплат.

Все это, надо полагать, большинству автомобилистов известно. Во многих странах действуют законы об обязательном страховании гражданской ответственности, введена система “зеленой карты”, по которой ваша страховка действует на территории других стран.

В Германии, скажем, выплаты по страховым случаям составляют около 45 миллионов марок в год. Здесь страхованием гражданской ответственности занимаются около полутора тысяч компаний. Известно даже, каков в среднем ущерб, который они возмещают, – 6000 марок. Мало кто знает, но обязательное страхование автогражданской ответственности действовало и в СССР, в 20-е годы, но продолжалось очень недолго. Не так много было в Советской Союзе автомобилей, чтобы нововведение прижилось.

Казалось бы, сейчас, когда количество машин в России быстро растет, самое время последовать примеру цивилизованных стран. Тогда и на дорогах, может быть, стало бы спокойней, и аварии не сопровождались бы мордобоем или криминальными “наездами”. Так вот: проекты закона готовы, но уже четвертый (!) год дело не сдвинулось с места. Почему?

Ну, во-первых, россияне не доверяют страховым компаниям да и самому государству. Как заставить людей без риска вызвать волну недовольства отнести кровные денежки в какую-то фирму? Во-вторых, Россия неоднородна. Для кого-то взнос в пять миллионов рублей – семечки, а кому-то нужно копить эту сумму годы. В-третьих, необходимость в страховке не везде одинакова. Как, например, объяснить смысл обязательного страхования автогражданской ответственности в тундре, где на тысячу верст одна машина? И плюс к этому знаменитые русское “авось” и нелюбовь к “бумажкам” (лучше так разобраться: верти – не верти полисом перед громилами, платить заставят)… И ведь язык не поворачивается обвинять всех сограждан-автомобилистов в несознательности. Во многом они правы.

К тому же и сами проекты закона об обязательном страховании гражданской ответственности далеки от совершенства. Например, предложенный Минтрансом не учитывает ни стаж водителя, ни место его жительства, ни возраст автомобиля, ни пробег. Уравнивают всех: ежегодный взнос – три минимальных размера оплаты труда. А ведь должно быть все подсчитано, выверено. Должно быть ясно, что мощный спортивный автомобиль, на котором катаются по Москве, с большей вероятностью может попасть в ДТП, чем скромный деревенский тихоход. Хотя и здесь не все так просто, как кажется: по западной статистике, мощные “роллс-ройсы” совершают ничтожно малое количество аварий… Так что нужно сто раз отмерить, прежде чем установить тарифы.

В добровольном страховании гражданской ответственности, например, есть разные формы. Если, скажем, автовладелец выезжает лишь в выходные на дачу, а остальное время машина стоит в гараже, он может приобрести страховку выходного дня. Только став виновником ДТП в будни, пусть пеняет на себя – расплачиваться придется из собственного кармана. Есть сезонные страховки – они тоже дешевле годовых и имеют больший смысл для тех, кто ездит не круглый год. Нужно обратиться к опыту наших и зарубежных страховых компаний, собрать статистику…

Вопросы к проектам закона об обязательном страховании автогражданской ответственности возникают и у специалистов-страховщиков. Например, по каким расценкам выплачивать (а значит, и закладывать в страховую сумму) ущерб жизни и здоровью? Как быть, если оба участника ДТП виноваты, да еще застрахованы в одной компании? Что делать, если авария произошла из-за плохой дороги или безобразной организации движения (что у нас не редкость)? Как быть, если протокол ГАИ составлен с нарушениями (и это тоже – обычное дело)? И главное, у кого, на чьем счету будут аккумулироваться сборы за страховку? Деньги-то огромные – миллиарды долларов – много найдется желающих контролировать их. И государство тоже наверняка будет не прочь поучаствовать в выгодном деле. Придумает налогами обложить или еще какой-нибудь способ отщипнуть кусочек лакомого пирога. А проиграют застрахованные граждане.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности станет жизнеспособным только в одном случае: если он будет экономически целесообразен для всех, а не только для определенных кругов. Этого пока нет, и проекты ждут своего часа без широкой огласки. Значит, существует опасность, что будет принят вариант, выгодный кому-то одному.

Но ведь и без страхования плохо! Некоторые виновники ДТП, чтобы не расплачиваться, переводят свое имущество на кого-то и отчисляют копейки с зарплаты. Другие, честные, продают дачи или даже квартиры, чтобы возместить ущерб, нанесенный дорогой иномарке. Тем не менее число людей, добровольно страхующихся от автогражданской ответственности, год от года растет. Для многих автотранспортных предприятий этот вид страхования – возможность не обанкротиться. А то, представляете себе, что будет, если пара ЗИЛов въедет в “мерседесы”, и платить за это придется не страховой конторе, а транспортникам?

Видимо, от обязательного страхования автогражданской ответственности нам никуда не деться. Но важно при этом, чтобы система работала на благо всех автомобилистов, а не “узкого круга”.



Добавить комментарий

Войти через соцсети